Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

О психодраме

(из книги Д. Киппера "Клинические ролевые игры и психодрама",

ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993 г.)

    Психодрама - одна из классических форм психотерапии 20-го века - возникла около 80 лет назад как психотерапевтическая техника для использования в групповой и семейной терапии.  Ее создатель  - доктор Якоб Леви Морено,  австрийский психиатр,  эмигрировавший в 1925 г. в США, - задумал ее как систему действий,  изображающий внутренний мир человека и социальное поведение с помощью ролевых игр. Психодрама (сочетание двух греческих слов: "психо" - разум, душа и "драма"- действие) означает "психодействие". 

  Однако,  действие - не единственная из характеристик психодрамы.  Мне хотелось бы упомянуть другую особенность,  которая произвела на меня глубокое впечатление...  Психодрама чрезвычайно эффективно использует сильные стороны человека в процессе лечения.  основное место уделяется определению здоровой части пациента,  компонента реальности в фантазиях,  изображении и искаженном восприятии.  Психодрама выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном,   так и бессознательном,  придавая им рациональную форму.  Фактически все ключевые понятия в теории психодрамы описывают здоровое,  нормальное состояние.  Практически не одно понятие не связано с патологией.   Психодрама - это направление,  исповедующее позитивизм и оптимизм...

  Кстати о позитивизме.  Еще будучи учеником доктора Морено,  я однажды спросил его:  "Какую эпитафию Вы хотели бы видеть на своем надгробии?"  Он ответил: "Здесь лежит человек,  который внес в психотерапию улыбку и смех".

    Люди — прирожденные актеры. Способность играть чужую роль помогает им лучше приспособиться к окружающему миру. Все разумные существа выражают свои чувства через внешнее поведение, иногда делая это намеренно. Поэтому под ролевыми играми мы понимаем поведение, к которому прибегает играющий по своему сознательному решению или по просьбе окружающих. Объективный наблюдатель может увидеть в ролевых играх как драматическую интригу, так и элементы неестественности. Для участников действия, однако, ролевые игры — это способ самовыражения.  Ролевое поведение в реальной жизни может проявляться в виде ритуалов, отмечающих особые события, светские и религиозные, реальные или вымышленные, но всякий раз выполняющие культурную функцию для всего сообщества.

   На заре цивилизации ролевые игры были призваны помочь человеку выжить среди непознанного, реализовать потребность в контроле над силами, которые оказывали влияние на его жизнь. Антропологи выявили шесть основных функций ролевых игр: облегчить чувства безнадежности и неуверенности; уменьшить чувство страха; вселить надежду; сформировать ощущение собственного "я"; исцелить и, наконец, помочь взаимопониманию между людьми. Не удивительно, что сильное удовлетворение, получаемое в процессе ролевых игр, объясняется их терапевтическими качествами и способностью соответствовать глубинным психологическим потребностям индивида.  Из сказанного вполне ясно, что ролевое поведение никоим образом нельзя отождествлять с низким уровнем развития, незрелостью или неумением использовать абстрактные понятия для самовыражения. Очевидно, что ценность ролевых игр зависит от контекста, их психологическое воздействие значительно, а подчас и незаменимо.  Значит ли это, что ролевое поведение продолжает выполнять те же психологические функции, что и в прошлом? Хотя в целом ответить на этот вопрос можно утвердительно, тем не менее требуется небольшое уточнение. За долгие годы многие старые характеристики ролевого поведения подверглись изменениям. Внешние проявления такого поведения отличаются от ритуалов примитивных народов, поскольку современные коды поведения диктуют большую степень самоконтроля и сдержанности. Однако наиболее разительное изме­нение связано с тем, что ролевое поведение все в большей степени ассоциируется с личным поведением,  и с социально обусловленными ритуалами.

  Современные люди уже не прибегают к ролевому поведению как способу иллюзорного контроля над силами  природы,  а имея дело с непознанным, полагаются скорее на логику и научные принципы, чем на ролевое поведение.    Распространенное мнение, что общение с помощью ролевых игр объясняется незрелостью участников акта коммуникации, основано на наблюдении, что такое общение повсеместно распространено среди детей и малообразованных взрослых. Действительно, существует обратная зависимость между овладением абстрактным языком и использованием ролевого поведения.

   По мере взросления человек все меньше и меньше прибегает к услугам ролевых игр. Однако о чем это говорит?    Необходимо различать ролевое поведение как попытку компенсировать ограниченные способности к общению и как способ удовлетворения иных психологических потребностей. Не следует забывать, что в исторической перспективе ролевое поведение является первичной (возможно, первобытной) формой самовыражения. В конце концов это первый язык, который выучивает ребенок в младенчестве, который предшествует словесному общению и некоторое время существует параллельно с ним. Известно, что при определенных условиях, особенно в состоянии эмоционального стресса и напряжения, люди предпочитают обращаться к более ранним моделям поведения, как более надежным. Не удивительно поэтому, что ролевое поведение наблюдается везде, где живут люди. Не удивительно и то, что ролевые игры как особая форма поведения используются ныне как эффективный метод современной психотерапии.

  Как ни парадоксально, но, пытаясь помочь людям найти себя в реальном мире, психотерапия укрывается в уединенных кабинетах. Поскольку психотерапевтическое воздействие должно помочь клиенту эффективно адаптироваться в жизни, можно было бы предположить, что психотерапия изберет модель, наиболее приближенную к естественным условиям. Терапевты-бихевиористы предполагали, что одни и те же принципы обучения лежат в основе как адаптивного, так и неприспособленного и патологического поведения.  Тем не менее традиционная, особенно психоаналитическая терапия избрала иную модель, в соответствии с которой проблемы пациентов могут рассматриваться независимо от реального контекста их про­явления. В процессе лечения такой контекст упоминается исключи­тельно абстрактно, как бы следуя теории, по которой психологические проблемы порождаются интрапсихическими процессами, как сознательными, так и бессознательными, а также взаимодействием сил, которые исходят из самого человека. Терапевтическое воздействие на эти силы и процессы должно в конечном счете изменить поведение пациента не только в кабинете у терапевта, но и в реальных условиях. Поэтому воспроизведение реального контекста в рамках терапевтической сессии считалось необязательным и даже отвлекающим.    Дж. Морено, основатель психодрамы, поставил целью свести к минимуму несходство контекстов традиционной психодинамической терапии и реальной жизни. Концепция Морено становится очевидной из рассказа о его встрече с Фрейдом в Вене в 1912 г. Будучи еще студентом, Морено посетил одну из лекций Фрейда, в которой тот анализировал телепатический сон. В конце лекции Фрейд спросил Морено,  чем тот занимается.  Морено ответил:  "Доктор Фрейд,  я начинаю с того момента, на котором вы останавливаетесь. Вы при­нимаете людей в искусственной обстановке своего кабинета. Я встречаюсь  с  людьми  на  улице  или  у  них  дома,   в  их   естественном окружении.  Я стараюсь вселить в  них мужество увидеть эти  сны снова..."  (Морено, 1964).    


  Теперь о психодраме в практике работы с детьми.

  Психологически для ролевой игры ребенок созревает примерно к 3 годам,  но элементы психодрамы в поведении ребенка могут быть замечены гораздо раньше.  "Формируется же психодрама в детском возрасте первоначально как механизм изживания страхов.  Первые ее проявления относятся к тому моменту,  когда ребенок научился ползать или ходить и, т.о., приобрел относительную самостоятельность,  независимо от матери в освоении окружающего пространства.  Малыш,  осваивая данный эффективный механизм,  может нарочно убежать или уползти от мамы, чтобы затем вернуться и с радостью обнаружить,  что она здесь,  никуда не исчезла..." (Лебединский В.В. и соавторы "Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция").

  Однако,  более полно овладение психодрамой происходит в контактах со сверстниками, в совместных играх.  Практически все групповые детские игры построены на психодраме (прятки,  салочки,  казаки-разбойники и т.д.).   Акткальность вопроса о психодраме и ролевой игре как виде помощи  детям объясняется тем,  что для ребенка дошкольного возраста основным и важнейшим видом деятельности является игра,  сохраняет свою актуальность ролевая игра и у старших детей.  Любой наблюдательный взрослый может заметить элементы психодраматизации в детской жизни.  Так,  после посещения стоматологического кабинета,  натерпевшаяся страха девочка может затеять игру в зубного врача,  где выступит скорее всего в роли врача  и будет уговаривать своих пациентов не бояться и потерпеть (тем самым уговаривая саму себя).    Трусишка будет разыгрывать разрушительные баталии,  в которых его герой станет победителем.

  Не все дети умеют таким образом помогать сами себе.  Есть дети,  в раннем образе подавленные слишком интенсивным воспитанием,  с блокированной фантазией и творческим воображением,  те,  которые живут по принципу  "я все сделаю,  что вам надо". 

  "Мамик, впрочем отказывалась замечать, что её сын выказывает к намеченному походу полнейшее равнодушие. Триша же — у неё это начало входить в привычку, — наоборот, горела энтузиазмом. В такие моменты она напоминала себе участницу телевикторины, которая разве что не писает кипятком от перспективы выиграть набор кухонной посуды. А что она чувствовала на самом деле? Она ощущала себя клеем, который соединял воедино две половинки разбитого целого. Качество клея оставляло желать лучшего". (Стивен Кинг «Девочка,  которая любила Тома Гордона»)

  Они слишком боятся выйти за пределы разрешенного, легального,  чтобы открыто фантазировать в играх,  и им нужно особое разрешение,  получение того права,  которое они не смогли отстоять когда-то в борьбе за свою независимость.  Для них приходится специально организовывать терапевтическую среду и использовать приемы детской психодрамы

  1. Классический вариант.    Это введение в игру пугающего объекта или субъекта.  Для больного ребенка это может быть врач,  медсестра, шприц с иголкой,  здание больницы,  машина "Скорой помощи" и т.д.  Ребенку дается возможность самостоятельно расправиться с пугающим его объектом,  а затем в процессе дальнейших разыгрываний попытаться смягчить процесс отреагирования,  направляя в социально более приемлемое русло.  Но классическая психодрама не является самым эффективным способом коррекции эмоциональных отклонений у детей,  т.к. иногда появляется опасность превращения ее в аффективный стереотип,  способ аффективной аутостимуляции.  У некоторых детей я явлениями аутизма влечение к опасности и преодолению ее обеспечивает необходимый уровень энергетики.

  2. Отвлекающая психодрама.  Этот вариант позволяет лучшим образом использовать влечение в качестве энергетического источника.  Принцип построения психодрамы в этом случае таков:  терапевт соглашается с присутствием в игре устрашающих ребенка элементов.  Но затем разворачивается игровой сюжет,  максимально отвлеченный от темы страха,  происходит изменение содержания объекта страха.  При этом можно:  а)  Задействовать в игру пугающий объект и,  не давая ребенку перейти к агрессивным действиям,  затеять с ним возню,  придавая нашим действиям максимально положительный характер.  Затем в ходе игры можно все же дать ребенку возможность выхода агрессии по отношению к своему негативному объекту,  а затем последнего можно пожалеть и даже помочь ему в чем-то (вылечить,  накормить,  обогреть и т.д.).  б) В другом случае можно согласиться с присутствием страшного объекта,  но как бы его не замечать,  т.к. "у нас есть более важное дело".  Разворачивается увлекательный игровой сюжет,  ребенок совершает ряд хороших и добрых дел и, когда он,  наконец,  встречает объект своего страха,  то,  будучи исполненный сознания собственной значимости и силы, может даже проявить снисходительность и великодушие.  Не нужно только форсировать этот процесс, а то он может сыграть с вами в поддавки, имитируя лояльность по отношению ко взрослому человеку,  а очищения его психики и освобождения от тягостных переживаний так и не произойдет.  Присутствие в психодраме пугающего объекта или ситуации запускает влечение,  создает аффективное напряжение.  Осторожно обходя пугающий объект,  мы даем возможность ребенку расходовать свое аффективное напряжение позитивно,  созидательно - уменьшая разрушительный потенциал ребенка.

  Т.о. образом,  психодрама - это метод,  идущий от актуальных возможностей самого ребенка.


  Заключительные слова должны быть посвящены связи описанного метода с нашей методикой.  Она,  разумеется,  существует,  причем,  двойного плана,  даже - тройного:

  1. Ребенок-зритель является не вполне активным участником действа, происходящего на сцене,  т.е. выключен компонент непосредственного физического участия,  но его психическое и духовное соучастие несомненно,  поэтому резонанс с его собственными чувствами и мыслями может быть самым высоким. если тема актуальна.  Сидя в зрительном зале,  он естественным образом выбирает себе самого подходящего для идентификации героя, причем,  переживает его бытие так,  как чувствует это сам, пользуясь личными "очками".

  2. Спектакль,  играет роль не только непосредственную, сиюминутную,  но и отсроченную,  пробуждая в ребенке потребность самостоятельного творчества.  Мы неоднократно наблюдали этот эффект, когда дети после спектакля увлеченно рисовали на темы,  которые пробуждали в них впечатления от увиденного.  Это были не обязательно зарисовки, связанные непосредственно со спектаклем.  Иногда это были не совсем понятные вначале проекции внутреннего мира ребенка,  внешне не напоминающие увиденное.   В некоторых случаях дети начинали изготавливать кукол сами и воспроизводить театральное действо по памяти и в своих вариантах.  В любом случае их внутренний мир становился несравненно более доступным наблюдателю,  и ребенок становился творцом собственной психодрамы,  в которой был уже активен оптимально для себя.

  3. Мало того - так как вместе с ребенком спектакль смотрела его мама (так бывает чаще всего,  хотя бывает и папа и бабушка, а уж братья-сестры - как правило),  то этот член семьи входит в поле сопереживания ребенка невольно и совершенно естественно.  Ребенок  уже не одинок в своем путешествии,  причем,  он с теми,  в ком нуждается больше всего на свете.  Мать исцеляется рядом с ним и имеет шанс лучшим образом почувствовать происходящее с ребенком.

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz