Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

Терапия искусством (арттерапия)

    "Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне.  Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов,  включая страхи,  конфликты,  воспоминания детства, мечты,  т.е. те феномены,  которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа". (Рудестам К. "Групповая психотерапия").

  Теоретическое и методологическое обоснование арттерапии, в частности,  рисуночной терапии,  хорошо выражено словами Л.С. Выготского (1967г.),  утверждающего что "в основе творчества лежит неприспособленность,  из которой возникают потребности,  стремления или желания".

  Другие слова Выготского (1968г.) - "искусство есть важнейшее средоточение всех биологических и социальных процессов личности в обществе,  пробуждающих те адаптационные механизмы онтогенетического развития,  которые,  казалось, уже утрачены".

  Р.Б. Хайкин в своей книге "Художественное творчество глазами врача" пишет о том,  что рисование детей является одним из механизмов с широким спектром адаптации,  для стабилизации ребенка в окружающей его среде.

  Арттерапия подразделяется на:  изотерапию, музыкотерапию и библиотерапию.  Здесь пойдет речь,  главным образом, об изотерапии, т.к. для библиотерапии и музыкотерапии выделена отдельная главка раздела "наша психотерапия". 

  Существует несколько концепций изотерапии:

  1. Концепция гуманистической психологии К. Роджерса.  Сторонники этих взглядов считают человека потенциальным созидателем,  а его активную созидательную деятельность - одним из путей к освобождению дремлющих творческих сил.

  2. Концепция отреагирования и сублимации.  Именно она используется в детской практике лечения фобий и страхов.  Как полагают сторонники этой концепции,  рисование как одна из форм сублимации,  позволяет проявлять,  осознавать,  а также выражать и тем самим отреагировать в изобразительном искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния.  Т.о. снижается возможность внешних, действенных проявлений указанных переживаний в социально нежелательной форме.  Как один из специфических вариантов изотерапии используют зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

  3. Рисунок как проективная методика.  Применима чаще у детей-невротиков.  Этой категории детей свойственная массивная личностная защита,  утонченное раскрытие своих конфликтов.  Процедура заключается в том,  что психолог предлагает пациенту сюжет проективного характера и затем вместе с пациентом обсуждает и интерпретирует рисунки.

  4. Изотерапия как занятость или специфическая трудотерапия.  Этот вид терапии особенно показан детям.  которые в силу своего болезненного состояния ограничены в двигательной активности.  Почти любой взрослый легко может вспомнит тот момент в своей жизни,  когда он начал поправляться после тяжелой болезни и первое,  что ему разрешили в постели,  это играть в куклы и рисовать.  Известный американский психолог Эда Ле Шан в своей книге "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" вспоминает эпизод из своего детства,  когда она заболела ревматизмом, а единственным методом лечения в то время был постельный режим.  Со строгим постельным девочку примирило только найденное ею занятие - выпуск стенной газеты.

  В детской практике применяются 2 основных приема изотерапии:  директивный и недирективный. 

  Конкретные приемы метода предлагает Денни (1972 г.).  В начале изотерапии желательно применять "эксплоративные",  освобождающие приемы (кляксы,  капли,  линии,  заканчивание чужих рисунков,  рисование с ограничением времени, рисование с комментариями и др.),  направленное на снятие чувства ответственности за конечный результат и напряжение перед рисованием.  В дальнейшем рекомендуется переходить к проективному рисунку (автопортрета, снов,  желаний,  жизненного пути).  Возможно рисование большими кистями,  пальцами,  обеими руками,  размашисто на стене и др.  (Хайкин Р.Б. "Художественное творчество глазами врача").

  Процедура обсуждения там,  где пациент себя чувствует загнанным в угол,  м.б. щадящая,  т.е. пациенту предоставляется возможность самому рассматривать и интерпретировать свои рисунки.  По данным Захарова А.И. ("Как предупредить отклонения в поведении ребенка") - воспитатели детских садов,  использовавшие изотерапию как способ коррекции страхов,  отметили ее эффективность в 50% случаев у девочек и 66% у мальчиков.


    Было бы совершенно недостаточно ограничиться только вышеизложенными тезисами, т.к. существует авторская концепция М. Бурно о ТТС - терапии творческим самовыражением,  которая охватывает возможности и арт-терапии и библиотерапии, и музыкотерапии в их активном,  деятельном понимании - т.е. человек не просто наслаждается творениями культуры,  а созидает по мере своих возможностей.  В этом творческом самовыражении реализуется механизм конверсии тревоги,  неприспособленности человека,  его дискомфорта в обыденном существовании в энергию целенаправленной деятельности.  Желающие узнать более подробно о методе ТТС могут отсюда отправиться на страницу сайта "Сила слабых",  посвященную методу и творчеству М. Бурно.


  По нашим наблюдениям изотерапия особенно эффективна тогда,  когда в ней принимает участие мать и отец ребенка (параллельное рисование на одну тему,  совместное рисование на одном листе и т.д.),  а также в тех случаях,  когда изотерапия является частью психотерапевтического комплекса,  и ее возможности дополнены другими методами,  актуальными для конкретного ребенка и его семьи.

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz