Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

Семейная терапия

  Семейная терапия возникла естественным образом из огромной в современном обществе роли родителей в воспитании и развитии детей.  Роль ребенка в семье в общественном сознании уже более 100 лет интенсивно возрастает,  ценность его жизни и представление о сложности его личности стали нормой наших взглядов.  И поэтому совершенно естественно,  что если ребенок родился,  воспитывается и формируется в семье,  то в семье и должно происходить его оздоровление в случае болезни или компенсация нежелательных черт характера в случае издержек воспитания.   «Переделывать» ребенка в стороне от родителей,  помимо их активного участия не просто неэтично,  но и небезопасно,  т.к. происходящие с ребенком изменения,  не понятые родителями,  могут встревожить и испугать последних.  Кроме того,  нет на свете другой пары людей,  которые могли бы сравниться с папой и мамой по силе эмоционального и нравственного воздействия на своего ребенка. 

  Теме детского психического здоровья,  в том числе и роли семьи в его потери и достижении, посвящены многочисленные труды А.И. Захарова,  доктора психологических наук,  семейного психотерапевта.  У вас есть возможность познакомиться с выдержкой из его книги.

А. И. Захаров

ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ

(психологическая помощь родителей детям)

.

  Автор: Захаров Александр Иванович, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, детский психоневролог и семейный психотерапевт, имеющий более чем тридцатилетний опыт работы с неврозами у детей и родителей.

  Вступительное слово

  Перед Вами, уважаемый читатель, книга, построенная как сборник материалов о психическом развитии, воспитании и здоровье детей. Актуально ли это? Да, более чем, если учесть переходное состояние нашего общества, наличие неопределенности и беспокойства у значительной его части, отсутствие безопасности, большое количество стрессов, явную невротизацию и психопатизацию определенного числа взрослых, к тому же, готовящихся вступить в брак, уже в нем находящихся и имеющих детей, впитывающих в себя все тревоги и напряжения родителей. В больших городах распадается практически каждый второй вновь заключенный брак. А за этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Претерпела изменения и социально-психологическая структура современной семьи. Она стала более малодетной, и в полной семье на одного дитятю, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда его воспитывающих согласованно и последовательно. Другая особенность состоит в трансформации внутрисемейной иерархии отношений. Если в 50-е годы и, отчасти, в 60-е годы в российской семье еще традиционно главенствовал /доминировал/ мужчина, то с конца 60-х, в 70-е и 80-е годы стало заметнее доминирование женщин, обусловленное так называемой женской эмансипацией и приобретением традиционно мужских профессий, прежде всего — инженерной. Какими проблемами это обернулось — рассказывается в одной из глав этой книги. С конца 80-х и особенно сейчас, в 90-е годы, заметно увеличилось доминирование отцов в тех семьях, экономическое состояние которых можно считать достаточно благополучным. Это можно наблюдать даже по ответам женщин на вопрос: "Чья точка зрения преобладает у Вас в семье?". В 70-е годы, когда все женщины работали и получали не меньше мужчин, ответ был кратким: "Моя". В последние годы чаще отвечают: "Трудно сказать" или: "Без выделения, кто где".

  Объясняется подобная метаморфоза просто — мужчины сейчас зарабатывают, как правило, значительно больше женщин, и испытывая чувство собственной достаточности, стали более уверенно вести себя в семейных отношениях. К тому же, массовые увольнения женщин, прежде всего, из группы ИТР, не способствуют сохранению или приобретению ведущей роли в семье. С другой стороны, возросло материальное благополучие некоторых семей, которые могут позволить, чтобы мать оставалась дома и воспитывала детей, была бы им и гувернером одновременно. Всегда ли это оборачивается счастьем для детей? В первые годы их жизни, безусловно, присутствие матери рядом, теплота и забота о ребенке благоприятно действуют на его эмоции и психическое развитие в целом. Только все это при условии, что мать может и готова отдавать положительные чувства ребенку, любить его беззаветно, что требует от нее не только искренности и эмоциональности, нормального психического состояния, но и определенной зрелости, чувства материнства при желанности ребенка и соответствии его пола ожидаемому. А теперь подумаем — всегда ли эти качества и свойства у молодых, неопытных, еще не ставших взрослыми матерей, наполняют жизнь ребенка счастьем, или хотя бы простой детской радостью. К сожалению, далеко не всегда — есть матери, коих не единицы, хотя и не легион, воспринимающих семью как камеру предварительного заключения, детей — как обузу, мужа — как досадную необходимость, ну, а себя — как самое несчастное создание на свете, которое всячески, да еще нещадно, эксплуатируют, подавляют творческие задатки, ограничивают духовную свободу и т. д. и т.п. Что тогда может испытывать мать, кроме раздражения, к ребенку? Именно у таких матерей и дети упрямые, а то и вредные, и муж — деспот или "ни то, ни се", даже если и может содержать семью. Вот и получается — мать сидит с ребенком, что ему еще надо, а контакта нет и взаимопонимания — тоже. Дальше — хуже. В старшем дошкольном возрасте, 5-7 лет, когда ребенку нужны, как воздух, общение со сверстниками, самоутверждение в половой роли мальчика или девочки, неработающая и нередко невротически расстроенная мать, равно как и чрезмерно опекающие бабушка и дедушка, становятся препятствием на пути полноценного, или, как мы говорим, гармонического формирования личности детей. А потом идут жалобы родителей, что трудно их единственному и неповторимому адаптироваться в школе, войти в коллектив. И обидчив он чрезмерно, и защитить себя не может, нервным каким-то стал, учителя все плохие, школа не та. В общем, одни неприятности. Понять бы тут надо: не всегда изоляция от сверстников и их подмена взрослыми, необщительными, нервными к тому же, идут во благо ребенку. К сожалению, сознание приходит слишком поздно, да и только у родителей, способных адекватно оценить всю сложность возникших психологических проблем с ребенком и ищущими помощь, разъяснение, содействие. Вспоминается консультация в одном детском саду, где была хозрасчетная группа. Воспитатели там — молодцы, голоса не повысят на ребенка и внимание оказывают, и с детьми в относительно небольшой группе специалисты по развитию разному занимаются. Вроде бы, чего лучше? ан нет. Когда были проведены диагностические беседы с детьми, оказалось, что подавляющее их большинство нервно расстроены — и страхов много, и настроение неустойчивое — капризное или подавленное, сон нарушен, внутренняя неуверенность прослеживается, со сверстниками общение не налаживается, да и слишком часто они болеют: заикания, нервных тиков, энуреза /недержания мочи/ больше, чем в норме наблюдается. Папы, понятно, дома не бывают, деньги зарабатывают, а если и бывают, то уж очень раздраженные, от стресса отойти не могут, жену "заводят", а она и так уже напряжена, обеспокоена. Все это детям и передается. В итоге, материальное благополучие есть, а духовного как не было, так и нет. И в школе ведь неизбежно будут проблемы. Можно ли что-то сделать? Несомненно, пока еще не все потеряно. Это с детьми. А их родители? Все дело же — в них. Вместо очередного курса макияжа, массажа, шейпинга матерям полезнее бы посетить психологическую консультацию по вопросам развития и психического здоровья детей. Платить теперь придется, сейчас такое время. Опять же, затраты, в конечном счете, будут значительно меньше упомянутых курсов, зато дальнейшее психическое развитие детей будет вне опасности. Ну, и что же? Из десяти родителей обратились только двое, да и то в одном случае "занятую " мать заменила бабушка. А об их отцах и говорить не приходится. Первый-то раз пришел один, второй посчитал — раз заплачено, то что еще он него надо ?

  Все эти рассуждения показывают, как далеко еще наше общество отдалено от духовной и в данном случае — психической культуры. Более того, посмотрите, какие пропагандируются фильмы, реклама, кто достигает иной раз власти, и станет ясно, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если государство не может осуществлять социальных функций по психической защите и развитию наших детей, если в школах уже действует уголовный беспредел, а в детских садах — "дедовщина", то мы можем хотя бы сплотиться нужными знаниями и реализовать их по отношению к нашим детям. Время не ждет. Ребенок вырастает, и вместе с ним растут его обиды, разочарования, страхи и конфликты. Задумаемся над такими цифрами, а перемножить их на количество детей в городах, селах, стране каждый и сам сможет. Раньше об этих данных вслух нельзя было говорить, не то что печатать. Вот и пожинаем плоды в настоящем.  Итак. проведенная нами серия опросов 3400 родителей, в том числе методом сплошного обхода двух педиатрических участков, позволила получить следующие данные: в возрасте 1-3 лет заметно нервный — каждый четвертый ребенок, без особых различий по полу. В дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка'.  В младшем школьном возрасте наибольшие показатели нервности — до 46% — у мальчиков и 37% у девочек. В более старшем возрасте показатели нервности такие же, как и в дошкольном возрасте. По оценке учителей, это еще 762 учащихся 2-8 классов.   У них наибольшие показатели нервности у мальчиков 8 и 9 лет и в 12 лет. В 12 лет больше всего и нервных девочек. Так что, этот возраст, предшествующий пубертатным сдвигам в развитии, требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. Даже невооруженным взглядом заметна повышенная возбудимость и агрессивность у части учащихся именно в этом критическом для дальнейшего формирования характера возрасте. Уместно спросить: а что же понимается под понятием нервность в использованных_выше анкетах ? Это комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости, и раздражительности, двигательного беспокойства, неустойчивого настроения и.т.д. То, что процент нервности наиболее высокий в первых классах, говорит о сложном комплексе причин, ее вызывающих. Одна из главных — односторонняя левополушарная методика обучения, рассчитанная только на будущих лингвистов, математиков и инженеров, и не учитывающая гуманитарную, правополушарную направленность будущих практических специалистов типа Эдисона, а также музыкантов, художников и врачей. Немалое значение принадлежит и проблемам перегрузки от большого количества непродуманно сменяющих друг друга уроков, завышенных требований не в меру самолюбивых и тщеславных родителей, заставляющих, к тому же, учиться одновременно в двух школах. И проблемы социально-психологической адаптации тоже играют не последнюю роль, когда нет контакта, общения со сверстниками, нервно расстроенный ребенок не принят, изолирован или отвергнут. Наш опыт организации дошкольной психологической службы в С.-Петербурге убедительно показал эффективность оказания помощи нервно расстроенным детям еще до школы, в том числе и в плане налаживания общения со сверстниками, умения принимать и играть роли. Да и родители лучше находят общий язык с ребенком. Все это как нельзя лучше пригождается в школе. Меняться, конечно, нужно не только детям и родителям, но и учителям, нередко обнаруживающим авторитарный стиль руководства детьми, излишне оценочное суждение их возможностей, а то и сразу списывающих их в классы выравнивания, компенсирующего обучения, где им, как гражданам второго сорта, и надлежит оставаться до конца если не дней, то, хотя бы, школы. Пока же имеет место не психологический подход к преподаванию школьных дисциплин, а технократический, именно предметный, технический, будь то это даже русский язык и литература. Оставляет желать лучшего и нервное состояние самих учителей — не всех, безусловно, — нередко испытывающих большую нагрузку и нервно-психическое напряжение от неумения расслабляться, вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно. Во всяком случае, только в единстве психологических и педагогических усилий школы и семьи можно найти выход из проблемы нервных расстройств у детей.

  Можно поинтересоваться: почему же число нервных нарушений уменьшается по мере приближения к выпускньм классам школы? Некоторые специалисты, наоборот, считают, что оно не уменьшается, а возрастает. Все дело в том, что начиная с откровенно подросткового возраста — 13 лет — можно говорить о тех или иных нарушениях в формировании характера скорее, чем о нервности как таковой. И действительно, мы видим к 15 годам расцвет характерологических нарушений или акцентуаций характера, как их еще называют. В старших классах школы происходит как бы известное "остепенение", и нервности вроде меньше, и характер, оказывается, не самый плохой. Но и здесь есть подводные течения, главное из которых — появление психосоматических расстройств; и артериальное давление начинает скрыто расти или снижается до степени гипотонии, и боли в сердце появляются, и желудочно-кишечный тракт барахлит; то дискинезия желчевыводящих путей, то гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника, опять же, на нервной почве развивается. Стресс, значит, повлиял. Иногда самочувствие бывает столь плохим, а настроение — таким неважным, что не до учебы уже. Лишь бы сохранить остатки работоспособности — жизнь же впереди, и работать еще надо, а об учёбе вспоминать пока не хочется. Чтобы всего этого не произошло, и нужно знать, когда начинаются нервные расстройства у детей, какова наша роль — родителей — в их происхождении, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям. Поэтому и книга построена так, что вначале освещаются особенности семейных отношений, затем идет интервью с автором в качестве своеобразной тематической информационной разминки и рассматриваются проблемы психического здоровья детей, в том числе — при посещении яслей и детского сада. Далее следует подборка материалов о детских страхах, нейрофизиологическом своеобразии детей в начальном периоде посещения школы и, наконец, даются необходимые тесты и рекомендации. Некоторые допускаемые нами повторения каждый раз рассчитаны на целостное освещение тех или иных проблем психического здоровья детей. Мы специально не меняли стиль отдельных, ранее написанных глав, чтобы сохранить их самобытный, оригинальный характер. Итак, пожелаем вам, дорогие читатели, получить как можно больше информации от книги, способной обогатить Вас как родителей и специалистов, после прохождения всех ее подводных психологических рифов при чтении.

Глава I

Психология семейных отношений

  В социальной психологии существует понятие "первичная группа". Связи в этой группе строятся на непосредственных личных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающим высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья — единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря "приему" новых членов извне, а благодаря рождению детей.  Семья, как совокупность человеческих отношений, является, в то же время, институтом, осуществляющим определенные социальные функции. В области духовной жизни самой важной функцией семьи является воспитание детей.  Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

  Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре современной семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом. В прошлом семью объединяли такие чисто внешние формальные факторы, как закон, нравы, общественное мнение, традиции и непререкаемый авторитет главы семьи, строгая дисциплина и разработанные ритуалы.

  В настоящее время формируется новый тип семьи — товарищеская или дружеская ассоциация, единство которой все больше зависит от таких личных отношений, как взаимопонимание, привязанность, взаимное участие ее членов. Именно такие семьи, где преобладает равный статус (положение) супругов, обозначаются в социальной психологии как эгалитарные семьи, (в отличие от патриархальных, в которых отец единолично осуществляет пласт», и влияние, и матриархальных семей, где наибольшая степень влияния принадлежит матери).   Справедливо допустить, что в любой гармоничной (в истинном смысле слова) семье последние роли супругов будут являться своеобразным атавизмом. Психологическая совместимость супругов играет цементирующую роль в развитии у них чувства принадлежности к семье. Когда про человека говорят, что он — семьянин, то прежде всего подразумевается, что он дорожит своим участием в жизни семьи. Дело вовсе не в том, должны ли супруги обладать одинаковыми или разными характерами, скорее, следует придавать значение таким чертам их личности, как особенности мировоззрения, взгляды на семью и брак, одним словом — системе отношений человека. В формировании чувства принадлежности к семье как общественному институту следует подчеркнуть такие нравственно-моральные критерии, как чувство идентичности с обществом, поощряющим и регламентирующим семью как ячейку, чувство долга, необходимость существования семьи.

  В семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу — уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства как ничто другое способствуют интимности, доверительности в отношениях, прочности семейного очага. Детей учат любить, прежде всего, родители. Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент — "хороший" или "плохой", то такие проявления родительской любви вызывают ощущение ценности собственного "я". Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с папой и с мамой; они во многом подражают родителям и с гордостью рассказывают о них окружающим. Здесь дети осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями. Став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко в браке.  Но никакое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность. Есть семьи, в которых детей "закармливают" любовью, окружают чрезмерным почитанием, восхищением. Родители ежеминутно испытывают острую потребность выражать свою любовь к детям, на которых концентрируются нереализованные ожидания любви. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от своих действительных качеств, дети в таких семьях становятся себялюбивыми и самовлюбленными, требовательными к другим. Вырастая, они проявляют "собственнический" характер любви: другие должны принадлежать только им, так же,  как некогда принадлежали им родители. Они постоянно должны самоутверждаться в своей ценности через всевозможные и постоянные знаки любви со стороны окружающих. Если любовь других внешне ярко не выражена, они обвиняют их в охлаждении, потере интереса, измене. Сами же они не столько любят, сколько влияют на других с покровительственным оттенком.

  Чрезмерная родительская любовь неизбежно приводит повзрослевших детей к зависимости, несамостоятельности, незрелости. Любовь, внушенная им родителями, мешает полюбить кого-то другого, кроме своих родителей. Чтобы сохранить любовь, иногда требуются определенные усилия. На такие усилия заласканные в детстве люди не способны. При малейших жизненных затруднениях их брачный союз не выдерживает испытаний, и они возвращаются к родителям, ища у них защиты и любви. Встречаются также семьи, в которых родители своими неуемными ласками, беспрестанными крепкими объятиями, поцелуями в губы, сном в постели с детьми, купанием их в ванне (даже подростков) способствуют преждевременному сексуальному развитию. Мальчики, имеющие таких матерей, нередко вступают в половую близость до наступления зрелости.   Девочки, имеющие таких отцов, вырастая, часто выходят замуж за мужчин старше себя. Во всех случаях такое поведение родителей нарушает нормальное сексуальное развитие детей. Любовь у последних в дальнейшем имеет или ярко выраженную эротическую направленность или же, напротив, наблюдается безразличие по отношению к противоположному полу.  Почти всегда можно встретить детей с двойственным отношением к чрезмерной любви родителей. Они одновременно принимают и не принимают ее. Ребенок, вынужденный постоянно отвечать на настойчивую любовь родителей, может просто устать от ее избытка. Возникает эмоциональная перенапряженность. Дети начинают беспричинно плакать, капризничать, упрямиться. Это серьезный сигнал, указывающий, что им нужно отдохнуть от взрослых и даже некоторое время побыть в одиночестве. Избыток любви воспринимается детьми как своего рода угроза потери своей неповторимости, это угроза принадлежать только другим, по не принадлежать себе. Став взрослыми, такие люди вначале весьма осторожны в любви — им необходимо какое-то время для оценки чувств другого; чрезвычайно щепетильны в выборе партнера; предпочитают сдержанное выражение чувств любви.  Есть семьи, в которых родители обнаруживают "принципиальную" любовь к детям. Ребенок получает награду в виде любви только тогда, когда родители им довольны. Если ожидания родителей не оправдываются, то у них возникает беспокойство, легко перерастающее в раздражение и отрицание. Съел манную кашу до конца — "молодец, я тебя люблю", не съел — "ты очень плохой, я тебя не люблю". Ценность личности ребенка здесь совсем не принимается во внимание. Любовь родителей к детям носит половинчатый, колеблющийся характер — от ее полного отрицания до вспышек немотивированной любви. В дальнейшем, будучи взрослыми, такие люди либо чрезмерно сдержанны в любви, либо "безрассудны", или же их любовь носит неустойчивый характер.

  Наконец, встречаются семьи, в которых потребности детей в любви не удовлетворены. Родители могут быть холодными, отчужденными, незрелыми, любящими только себя, не способными к любви или не придающими ей значения. Эти ситуации часто складываются в семьях, где появление ребенка помешало родителям в реализации их жизненно важных целей, которые они ставят выше, чем родительские чувства.  Наличие нескольких детей в семье часто влечет за собой предпочтение родителями того или другого ребенка. Ребенок может быть больше привязан к отцу или матери и особенно чувствителен к любви одного из них, не удостаивающего его ответного чувства. Иногда родители остаются равнодушными к ребенку только потому, что вместо девочки появился мальчик или наоборот. В ряде случаев сильное желание иметь девочку приводит к такому отношению к реальному мальчику, как если бы он был девочкой, и обратно. Не удивительно, когда в таких ситуациях мы встречаем детей, считающих себя лишними, ненужными, никчемными. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Нарушается правильное представление о самом себе — самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом.  Став взрослыми, такие люди часто бывают благодарны только за то, что им позволяют любить. Они крайне робки и застенчивы в проявлении любви и легко принимают ее любые активные формы со стороны других. Они поддаются иллюзии любви, когда им кажется, что их любят. Они позволяют другим "эксплуатировать" себя только потому, что другие любят и ценят их за отзывчивость. Но так бывает не всегда. Полное отсутствие любви в детстве имеет исход в виде атрофии чувства любви,

  Приведем одно наблюдение. Сестру 25 лет беспокоит поведение брата 22 лет, "влюбившегося" в нее. Брат становится подавленным и грустным в отсутствие сестры; он счастлив, если сидит рядом, ревнует сестру ко всем ее знакомым, не отпускает из дому. В семье доминирует мать, перенесшая всю любовь на дочь. Отец постоянно находится в командировках, и его роль в семье крайне незначительна. Брат в первые годы жизни был привязан к матери, но она не проявляла к нему достаточной любви. В дальнейшем брат предпочитал отца, но отец не мог уделять сыну постоянного внимания и не придавал этому значения. Таким образом, брат оказался лишенным как любви родителей, так и влияния отца. Несмотря на свои 22 года, он остался еще 60 многом незрелым и несамостоятельным. Его сестра была ближе к нему, чем родители, в какой-то мере заботилась о нем и одновременно обладала ярко выраженными чертами как матери (чувственная сторона, властность), так и отца (уверенность, решительность). Брат нашел в лице сестры и мать, и отца — все то, чего ему так не хватало: любовь, заботу и защиту. В этом сказалась его эмоциональная незрелость. В свои 22 года он продолжал зависеть от семьи и не мог проявить свои чувства любви за ее пределами.  Этот пример поучителен, ибо для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. Этот опыт облегчает в дальнейшем взаимопонимание между полами. А для его полноценного формирования необходимо, чтобы мать и отец полностью приняли на себя соответствующие роли матери и женщины, отца и мужчины.

  На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувства привязанности к родителям не в одинаковой степени. Здесь возможны любые сочетания. Тем не менее, при нормальном развитии существуют фазы, когда мальчики больше привязаны к матери, а девочки — к отцу. Если по тем или иным причинам существуют препятствия для нормального прохождения этих фаз (как в вышеприведенном случае), то вероятность появления различных отклонений в формировании личности становится большей и, в частности, возможно нарушение нормального сексуального развития.  Так, мы отмечаем гораздо большую частоту попыток к мастурбации (помимо всех прочих факторов) у девочек при невозможности реального эмоционального контакта с отцом, и, наоборот, у мальчиков — с матерью. В случаях ночного недержания мочи у ребенка в семье, как правило, жестко (авторитарно) доминирует мать, открыто или незримо не принимающая (не любящая) такого ребенка и препятствующая его тяготению к отцу. Дети с подобным заболеванием особенно чувствительны к проявлениям родительской любви. Без нее они ощущают себя неполноценными и потерянными. Это отражается и в их внешности: грустные глаза, тревожно-тоскливое выражение лица.  Как это ни парадоксально, но для того, чтобы любить других, необходимо в какой-то мере любить себя. Сама способность  любить, как и способ выражения любви, в немалой степени зависит от соответствующего опыта, приобретенного в детстве. Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у человека. Он считает, что достоин любви других, и начинает дорожить представлением о себе и оценкой (мнением) других. Тогда люди большей частью не позволяют совершать по отношению к себе поступки, не вызывающие одобрения общества.

  Напротив, человек, лишенный любви (и часто — уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Самооценка и представление о себе в этом случае имеют настолько малое значение, что такие люди позволяют себе быть агрессивно-недружелюбными к другим иногда только потому (кроме тезиса — "мне нечего терять"), что таким путем они могут у некоторых вызвать хоть какое-то "уважение" к себе (к своей силе). Или же они проявляют агрессивное недружелюбие к самим себе, считая себя виновными и ответственными за отсутствие любви и уважения к ним у других. В этой ситуации, ввиду низкого уровня самосохранения "я" любой жизненный стресс не встречает противодействия и защиты со стороны личности. Чувство самоуничижения и потеря инстинкта самосохранения иногда настолько выражены, что собственная жизнь в представлении таких людей теряет всякий смысл, и до драматической развязки — самоубийства — остается один шаг. Этот максимализм отрицания человеческого существования встречается в исключительно редких случаях, и для него необходимо сочетание многих обстоятельств.

  Обычно в ситуации снижения ценности "я" человек, не испытывая защищенности и чувства собственного достоинства, легче может совершать действия, наносящие ущерб самому себе. Например, непроизвольное нанесение себе косметических дефектов, расчесывание до крови, выщипывание и выдергивание волос и т. д.  Это агрессия по отношению к себе является следствием мучительного чувства вины и досады. Такой человек считает себя некрасивым (потому что его не любят) и даже безобразным. Будучи "плохим" и "некрасивым", он думает, что отсутствие любви в нему вполне закономерно. Возникает некоторая автономность своего "я" от окружающего мира (оценок других). Это — своеобразная и патологическая защитная реакция человека на воздействие извне.  Существует еще один способ компенсации недостающего чувства любви и связанного с ним чувства удовлетворения. Он заключается в том, что человек начинает больше любить себя самого и непроизвольно стремится к ощущениям, которые создали бы иллюзию удовлетворения в любви. Но если говорить точнее, это не любовь к себе, а суррогат любви, скорее, жалость, самоуспокоение путем ухода от больных вопросов, своего рода "защитный механизм". Так, некоторые люди иногда настолько испытывают удовлетворение от своих переживаний, что сами их непроизвольно создают. Страдая, они ощущают себя глубоко несчастными, и заслуживают особого утешения и жалости. Или недостающее чувство любви компенсируется в помощью физических символов любви. Например, мастурбации, при которых физические ощущения ассоциируются с ощущениями, возникающими при интимной близости у любящих друг друга людей. Некоторые не испытывают даже таких иллюзий. Они просто прибегают к "наркотику", к самоудовлетворению типа того же онанизма: сосанию пальца, языка, одиночному алкоголизму и т. д.

  Мы не случайно придаем такое значение эмоциям в жизни ребенка. Человек не может быть полностью счастливым без гармоничной любви, начало которой закладывается в семье.  У каждого из супругов было свое детство, и прочность брачного союза зависит, среди прочих факторов, также и от характера эмоционального развития (в том числе любви) в детстве. Те, кто любил своих родителей, чаще стремятся найти для брака человека такого же типа; те же, кто не любил, обнаруживают тенденцию избирать противоположный тип. Женщины, желающие иметь ребенка, как правило, счастливы в браке, сексуально и социально совместимы со своими мужьями. Женщин с отрицательным отношением к беременности характеризует плохая супружеская приспособляемость, эмоциональная бедность и отсутствие контактов с матерью, недостаточное или неправильное сексуальное воспитание.  Справедливость этих наблюдений мы подтвердим дальше на примере семей с неврозами у детей.  Можно даже сказать, что гармоничная любовь между родителями представляет собой известную гарантию от появления невроза и других аномалий личности. По словам И. Песталоцци, "только при помощи любви, признательности и доверия, при помощи очарования красоты, чувства гармонии и душевного покоя могу я как в физическом, так и в интеллектуальном и моральном отношениях достигнуть внутреннего равновесия".

  Перейдем к так называемой проблеме феминизации мальчиков, под которой подразумевается женский характер поведения последних. Точнее сказать, эти мальчики не проявляют мужественности, смелости, то есть тех мальчишеских форм поведения, которые считаются обычными с точки зрения "здравого смысла" и нормы мужского общения. Эти черты поведения (и Характер) лучше обозначить как несвойственные мальчикам.  Обычно в развитии таких форм поведения придают значение условиям воспитания, при которых мальчик находится под сильным, постоянным, предопределяющим женским влиянием, и тем самым воспринимает женские образцы поведения. Этот фактор имеет существенное значение, но сам по себе он далеко не во всех случаях приводит к поведению, несвойственному мальчикам. К этому ведет сочетание ряда факторов (но не обязательно всех вместе).

  Так, родители (особенно мать), желавшие иметь девочку, неосознанно переносят на мальчика весь комплекс развившихся у них до рождения ребенка чувств, связанных с воспитанием девочки. Практически родители относятся к ребенку так, как если бы он был существом без пола. В дальнейшем они чувствуют себя виноватыми, когда сын уже подрос; окружающая среда требует от него определенных мужских качеств, а сын проявляет откровенно женские черты или, напротив, грубость, связанную с попытками автономии.  Как это ни странно, но к подобным отклонениям в поведении мальчиков иногда приводит сильное желание родителей иметь только мальчика. При этом в процессе воспитания к нему предъявляются жесткие требования. От ребенка ожидают сверхмужества, сверхгеройства, сверххрабрости. Он растет, как голая ветка на холодном ветру. В жизни эта ветка, не успев выпустить листья, ломается, особенно если родители требуют от сына того, чего нет в них самих, не являются для него наглядными образцами поведения. Путем неимоверных усилий родители "повышают давление" до такой степени, что несложившаяся личность не выдерживает такого давления, и мы видим плачущего, беспомощного, невротичного ребенка. Его глаза говорят: "Я устал от требований, любите меня и дайте мне возможность побыть самим собой". Но родители словно боятся любви, и в данной ситуации проявляют страх и беспомощность. Они вдруг начинают беспокоиться о ребенке с такой же силой, с какой раньше требовали он него беспрекословного восприятия их норм. Образно говоря, ребенка вытаскивают из проруби, где его духовно и физически закаляли, с тем, чтобы теперь ошпарить кипятком беспокойства и страха. Это выражается в чрезмерной опеке и тревоге за его судьбу.  Самый существенный фактор в развитии у мальчиков поведения, несвойственного полу, — это недостаточное влияние отца, отсутствие типичных (общепринятых) мужских образцов поведения. Потребность в них у ребенка выражена неодинаково в различные периоды жизни.

  Ранее было отмечено значение для нормального развития личности этапа привязанности мальчика к матери. Такое же значение приобретает в определенном возрасте (обычно 5-8 лет) этап привязанности (и подражания) мальчиков к отцу. Этот период половой гомогенизации. В классе два лагеря — мальчиков и девочек. На "перебежчиков" смотрят с презрением и осуждением. Для мальчиков это — особый, "героический" период жизни. Они играют в военные и спортивные игры, подражают литературным героям, рисуют атлетические фигуры спортсменов, рыцарей, воинов. Одновременно происходит бурное формирование самооценки — представления о себе, но не столько вообще (как в 2 года — выделение себя из среды и в 3-5 лет — осознание своей индивидуальности), сколько конкретно как о представителе мужского пола.

  Мужеству нельзя научить теоретически. Доказательство тому — история с сыном графа Честерфилда. Отец воспитывал сына большую часть жизни через письма. Несмотря на все старания отца, сын, будучи взрослым, остался слабохарактерным, неустойчивым, невосприимчивым к самым убедительным наставлениям отца, и вел жизнь, которую тщательно скрывал от него. Мужество в детском возрасте формируется прежде всего в процессе непосредственного общения с отцом, служащим реальным образцом поведения.  Активный авторитет отца или другого члена семьи создается, прежде всего, тем, как отец выражает и проводит в жизнь семьи нормы, принятые в современном обществе. Сейчас роли матери и отца в семье так четко не разграничены, как раньше. К тому же, в нашем обществе многим женщинам приходится заниматься и мужскими профессиями, а мужчинам — выполнять женские функции: кормить, пеленать детей и т. д. Хотя многие мужчины приветствуют это, но в целом есть опасность, что у ребенка могут появиться две матери, а не мать и отец. Совершенно очевидно, что в оценках сверстников женственный мальчик будет "девчонкой", а это больно ранит его. Желание вырастить сыновей и дочерей как личностей не должно закрывать от нас важности вырастить сыновей, которые являются мальчиками, и дочерей, которые являются девочками. В нашем стремлении к равенству полов мы не должны забывать, что некоторые биологические функции непреложны и имеют как социальные, так и психические последствия. Как же нарушения семейных взаимоотношений и отклонения в воспитании оказывают влияние на возникновение аномалий формирования личности в детском возрасте? Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и реже — возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, неустойчивости, асоциальному типу поведения.

  Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Если рассмотренные крайние типы воспитания одновременно сопровождаются непоследовательным и противоречивым отношением родителей, то в этих условиях излишне строгое противоречивое воспитание может привести к неврозу навязчивых состояний, избыточно опекающее противоречивое воспитание — к истерическому неврозу. Предъявление непосильных требований к детям и чрезмерный контроль считаются немаловажными причинами неврастении.  Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают и такие факторы, как конфликтные отношения в семье и психопатические черты у родителей. Иногда они настолько выражены, что можно говорить о психопатической структуре семьи в целом или о семейном неврозе.

  В настоящее время семейная психология и психиатрия рассматривает эмоциональные нарушения у ребенка, подростка или взрослого как показатель семейной психопатологии.  Проиллюстрируем это на нашем врачебном материале и кратко рассмотрим особенности социально-психологической структуры семьи у детей с неврозами и невротическом развитии личности, характер воспитания и сам генезис невротического заболевания у детей.  В характеристиках матерей, у которых дети болеют неврозами, обращают на себя внимание такие черты, как недостаточная гибкость (ригидность) мышления, повышенное чувство долга и принципиальность, доминантность (властность), невротичность и тревожность. В большинстве случаев у матерей еще до рождения ребенка отмечались элементы невротизма и тревожности, обусловленные взаимоотношениями с родителями и отношениями с мужем. В детстве ей были присущи те же страхи и эмоциональная неустойчивость, что и ее ребенку. Этим отчасти и объясняется повышенная тревожность большинства матерей, стремящихся чрезмерной опекой предохранить детей от тех невротических симптомов, которые были у них в детстве. Эти симптомы в какой-то мере были следствием властного доминирования ее матери в семье (в настоящем — бабушки по материнской линии) и неправильного развития по полу, ввиду того, что властная мать лишала девочку эмоционального контакта с отцом.  Такой же тип отношений в семье создала и молодая мать.  Отцы у детей с неврозами были, как правило, недостаточно общительными, без повышенного чувства долга и принципиальности, не обладали властностью и тревожностью, зато были мнительными и, как матери, недостаточно уверенными в себе. В детские годы, по разным объективным причинам, они ощущали недостаток отцовского влияния или его отсутствие, и мать была вынуждена брать на себя и функцию отца, проявлять больше заботы о ребенке. Обращает на себя внимание тот факт, что отец, так и мать в прошлом испытали недостаток положительного влияния (любви, заботы, воспитания) со стороны одного из родителей, и соответственно, мать и отец в детстве не могли развить (удовлетворить) свои чувства любви к тому из родителей, чья роль в семье была недостаточной. К тому же для эмоционального контакта детей с родителями существовали два препятствия. Одно в виде "аффективного барьера", создаваемого матерью, находящейся постоянно в состоянии тревоги и беспокойства. Другое препятствие выглядело как "коммуникативный барьер" на пути ребенка к отцу, когда существовало очевидное несоответствие между высокой потребностью в общении у ребенка и недостаточной ее выраженностью у отца.

  Следует учесть, что в изучаемых нами семьях каждая вторая мать имела твердый характер, и каждый второй отец обладал неустойчивым и мягким "я". Сугубо условно это выглядело как приближение матери к так называемому мужскому, а отца — к так называемому женскому характеру.  Отметим, что до брака существовали определенные, достаточно выраженные эмоциональные ожидания (установки) у женщин и мужчин. Так, женщины, в силу своих личностных особенностей (не забудем роль детства), испытывали потребность любить и опекать мужчину. Мужчины, в силу тех же особенностей, испытывали преимущественно потребность в заботе и любви к себе со стороны женщины. Может показаться, что такие совместимые ожидания приведут к счастливому, взаимоудовлетворяющему браку. Во всяком случае, в начале семейной жизни преобладали приемлемо теплые и дружеские отношения. Но односторонность ожиданий мужа и жены по отношению друг к другу становилась все более очевидной и постепенно приводила к обострению эмоциональных отношений в семье.  Попытка одного из супругов изменить свой характер ожиданий к другому, например, сделать их обратными или взаимными (гармоничными) наталкивались на противодействие. Семью начинало "лихорадить". Нарушалось согласие, возникали взаимные обвинения, упреки, подозрения, конфликтные ситуации.

  Отчетливо начинали обостряться и сексуальные проблемы в интимных взаимоотношениях между супругами. Происходила "борьба за власть", заканчивающаяся отказом одного из супругов от претензий на господство и победой другого, устанавливающего жесткий тип влияния, или распадом семьи. В результате структура отношений в семье становилась фиксированной, ригидной и формализованной или происходило перераспределение ролей. На данном этапе отношения между супругами внешне казались снова упорядоченными; наступало относительное "затишье". Но это было "затишье перед бурей". В семье ждали ребенка. Его появление иногда приводило к переоценке ценностей и обеспечивало формальное согласие. По мере роста ребенка и необходимости собственно воспитательных акций нереализованные ролевые ожидания родителей концентрировались на ребенке. Последний начинал играть все более значительную роль в жизни семьи, что, с одной стороны, формировало у него самоуважение, чувство собственного достоинства, но, с другой стороны, ввиду чрезмерной опеки лишало возможности формировать свой собственный опыт. Дети в таких семьях вынуждены играть роль, не соответствующую их возможностям, установкам, потребностям..  Их попытки выйти за границы жестко предписанной роли наталкивались на противодействие какого-либо члена семьи и усиливали семейные разногласия. Семья находилась на этапе, непосредственно предшествующем возникновению невроза у ребенка и выглядела как формальная группа с доминированием одного из ее членов (чаще матери) в виде постоянного стремления к личному влиянию и власти. Это влияние распространялось и на воспитание детей. Другой член семьи (чаще отец) в целях ликвидации конфликтной ситуации был вынужден согласовывать свои функции воспитания только через доминирующего члена семьи, который контролировал и видоизменял воспитательные воздействия соответственно своим чертам личности.

  Если же каждый взрослый член семьи пытался проводить свою стратегию воспитания детей вне зависимости от сложившейся ситуации, то это приводило к конфликтной обстановке и к уменьшению чувства принадлежности к семье у супругов. Разрешение противоречий в семейных взаимоотношениях происходило, если:

а) отец принимал ту же роль, что и мать, по отношению к детям, то есть солидаризировался с ней через ее "женскую роль", 6) отец уступал энергичной и властной матери в силу своих характерологических особенностей, занятости или при часто болеющем ребенке, за которым ухаживала мать. В результате мать часто брала на себя "мужскую роль" по отношению к детям. Выполняя не свойственные ей функции и неся повышенные обязательства, такие матери достаточно быстро невротизировались, что сопровождалось еще большей требовательностью и повышением контроля за ребенком при одновременной опеке;

в) в семье при наличии нескольких детей каждый родитель имел возможность влиять на одного из детей так, как он считал нужным;

г) возникало частичное согласие и распределение обязанностей. Так, отец, мог только наказывать ребенка, мать же несла все остальные обязанности: контроль, поощрения и т. д.

  Наиболее конфликтными парами в семьях (исключая пару мать — отец) являлись отношения матери со своими родителями (из-за стремления бабушек к доминированию в семье), затем — отца с родителями матери и, наконец, отношения матери с родителями мужа.  В изученных нами семьях если и была эмоциональная привязанность и любовь, то она преимущественно наблюдалась у какой-нибудь одной пары. Третий член семьи (обычно отец) или был "забыт", "отвергнут", или был вынужден "любить себя". Объектом любви одного из родителей становился ребенок, отец или мать пытались обратить на него чувство любви. Одновременно к ребенку предъявлялись повышенные' требования, ожидания проявления его чувств ко всем взрослым членам семьи, несмотря на очевидную привязанность и любовь к одному из них.  В некоторых семьях наблюдалась своеобразная ролевая перестановка: отец и мать как бы поменялись своими местами в воспитании детей. Так, мать характеризовало крайне сдержанное, без внешних проявлений любви, властно-требовательное отношение к детям. Отцы, наоборот, были к ним эмоционально раскрытыми, любвеобильными и большей частью — все разрешающими. Такая ролевая перестановка оказывалась далеко не безразличной для детей. Девочки у таких матерей часто обнаруживали "мальчишеские" черты в своем поведении, дружили преимущественно с мальчиками (то, что называется "маскулинизацией" девочек). В дальнейшем как у мальчиков, так и у девочек возникала характерная клиническая картина в виде выраженной возбудимости, наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Преобладала высокая степень незащищенности и психомоторной нестабильности. Авторитет родителей не был прочным. Основной патогенный фактор здесь, прежде всего, заключался в отсутствии прочного влияния отца на детей. В нашем обследовании преобладали семьи с одним ребенком. Иногда он вырастал необщительным из-за слишком серьезного отношения родителей к своему первому родительскому опыту. Если в дальнейшем в семье появлялся второй ребенок, то у него, по сравнению с первым, было меньше вероятности заболеть неврозом. У родителей вырабатывалась более целесообразная система воспитания, а не основанная только на методе проб и ошибок. Одновременно родители становились менее строгими ко второму ребенку,

  Каждый второй ребенок, больной неврозом, по нашим данным, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода, большей частью — до развития четко выраженного заболевания неврозом. Каждый четвертый ребенок перенес разной продолжительности разлуку с матерью в первые годы жизни (воспитание у родственников, больница, круглосуточные детские учреждения и т. д.). Для большинства рассматриваемых детей раннее помещение в ясли было серьезным эмоциональным потрясением. Недостаточность эмоционального контакта с матерью или отцом не могла быть восполнена воспитателями, заменяющими родителей. Результатом являлся аффективный след — беспокойство у детей. У мальчиков это проявлялось в виде тоски по отцу в течение долгих последующих лет жизни. В дальнейшем это беспокойство могло легко перейти в открытое чувство страха перед темнотой, перед одиночеством. Этот страх вызывал ответное беспокойство родителей, прежде всего — матери, и приводил к большему, компенсаторному сближению с ребенком. Страх в данном случае — добавочная форма эмоциональной коммуникации ребенка с родителями.

  Характеризуя воспитательный подход к детям, следует отметить преобладание у всех родителей сочетания повышенной заботы, контроля, требований, запретов в одновременной непоследовательностью, аффективной неустойчивостью и противоречивостью отношения.  Практически в большинстве случаев можно говорить о разных типах воспитания у родителей. Один из них, к примеру, проявлял гипертрофированную заботу и любовь к детям, другой — просто заботу или несколько отчужденное отношение. Один из родителей больше разрешал, другой больше запрещал или не знал, что ему делать, и т. д. В целом в семье был несколько повышенный "родительский инстинкт охраны своего потомства"; отсюда избыточная опека, предохранение, неизбежная тревожность и т. д. Детей буквально сдавливало кольцо правил, запретов, угроз. Они постоянно слышали: "Делай так" и угрозы: "Если ты это не сделаешь, то...". Бесконечные словесные объяснения напоминали резонерство, В то же время, практические навыки были крайне недостаточными. Разговор между родителями и детьми выглядел как два монолога.  Особенность такого контакта заключалась не в отсутствии любви, а в отсутствии уважения самостоятельности. Ребенок не мог остаться самим собой ни на минуту. И на каждом шагу его преследовала тень родительского недоверия. Если он пытался хотя бы в чем-то проявить самостоятельность, то это расценивалось как вызов, упрямство или даже каприз. Не принималось во внимание эмоциональное развитие детей, привязанность, их духовный мир, индивидуальность.

  В основе такого отношения родителей, помимо характерологических особенностей, часто были беспокойство и неуверенность, страх перед будущим ребенком, иногда в такой степени, что это можно сопоставить с так называемым неврозом материнства. Родителей пугало в детях не то, что они были непохожими на других детей, а то, что они напоминали чем-то их самих в эмоциональных состояниях, испытанных в детстве. Часто родители боролись в образе детей, по существу, с собой, пытаясь вытравить в них все то, с чем они сами не могли справиться в детстве. Ребенок был игрушкой, марионеткой или объектом их иллюзорных ожиданий.  Мы не видели ни одной семьи, в которой родители, находясь в состоянии "провозглашенной или непровозглашенной войны" со своими детьми, могли ее выиграть. Дети имели больше энергии и времени. Даже если родители и "выигрывали", то только ценой развития у детей малодушия, невротичности или асоциальных форм поведения.

  Заметим, что, по нашим наблюдениям, мальчики находились в более тяжелых условиях семейного существования по сравнению с девочками. Так, матери опекали и ограничивали их значительно больше, чем девочек. У отцов к мальчикам было более выраженное эмоциональное отчуждение (неприятие), также значительно более высокие требования, чем по отношению к девочкам. До заболевания неврозом мальчики, в своем большинстве, обладали активностью, высоким энергетическим потенциалом и самостоятельностью. Сдерживание этих проявлений родителями имело следствием, кроме эмоциональной неустойчивости, возникновение таких симптомов, как тик, недержание мочи и заикание.

  Для личности детей, кроме отдельных приемов воспитания, большое значение имеет и характер чувств родителей. Остановимся подробнее на проявлениях чувств любви.  Матери были чаще сдержанны в любви (но не в заботе!), несмотря на большую потребность в ней, они принципиально не позволяли открыто проявлять любовь к ребенку только за то, что он есть. Ребенок должен был всегда заслужить любовь. Такие матери не столько любили детей, сколько влияли на них и одновременно ждали сильных проявлений чувств от детей. Но эти повышенные ожидания часто не оправдывались. Ребенок в этих условиях боялся проявить любовь. Ведь, в представлении родителей, он был плохим (роль слова!) и не заслуживающим любви. Чтобы заслужить любовь, он должен стать очень хорошим, какой его хотят видеть родители, то есть вдруг стать другим, не таким, какой он есть (в защиту ребенка можно сказать, что родительские ожидания были слишком высокими и не всегда целесообразными).  Любовь носила "реактивный характер": в ней концентрировались все непроявленные чувства к мужу и, в ряде случаев, к родителям в детстве. Другими словами, она, в основном, являлась своеобразной реакцией на трудные жизненные ситуации.  Любовь была крайне неустойчивой, и легко перерастала в раздражение при проявлении "самоволия" у детей. Она часто заменялась беспокойством и была аффективно-напряженной. В основе этого лежал предшествующий неудачный опыт у матери и опасения повторения его у ребенка, а также страх потерять влияние на своих детей. В то же время, любовь имела собственнический, монопольный характер.  Если ребенка любили одинаково интенсивно и отец, и мать, то между ними иногда возникала ревность. При наличии в семье нескольких детей каждый из родителей чаще отдавал заметное предпочтение "своему" объекту любви. К тому же, вне зависимости от пола, один из детей мог быть "девочкой" для одного из родителей и, соответственно, второй ребенок — "мальчиком" для другого. В таких случаях не приходится удивляться неприязненным отношениям, соперничеству между детьми.

  Проблемы, связанные с воспитанием детей, росли в семье вместе с ростом детей и приводили к обострению всех семейных разногласий. Чувство любви уже не соединяло родителей. У высокочувствительных детей, обладающих чувством собственного достоинства и стремлением к самоутверждению, постепенно нарастало беспокойство и напряжение. Это являлось следствием травмирующего действия угроз и необходимости выполнять несоответствующие, противоречивые роли,  Чем более противоречивым было отношение родителей к ребенку, тем более напряженной и неустойчивой была его внутренняя позиция, что приводило к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных добавочных психотравм. Противоречивое отношение ребенка к родителям, из которого он не мог найти выхода, составляло его основное конфликтное переживание. Развитие невроза приводило к деформации самосознания, самооценки ребенка, его личностной направленности и эмоционально-волевых сторон. Ребенок-невротик уже не стремился подражать родителям, брать с них пример и гордиться ими. Нарастало эмоциональное отчуждение. Авторитет родителей был окончательно дискредитирован. "Отвергнув" своих родителей, дети оставались без нужных моделей регулирования своего дальнейшего развития. В конечном итоге это вело к невротическому развитию личности и к трудностям в социальной адаптации. Семья попадала в круг неразрешимых противоречий.

  Итак, мы рассмотрели, в основных чертах, сложный, многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье и его патогенное влияние на формирование личности детей. Это позволяет подойти к пониманию того факта, что интенсивность появления невротического типа поведения во многом зависит от степени несоответствия характера воспитания и условий жизни детей особенностям их психического и личностного развития.  Из изложенного вытекает практическая актуальность использования всего комплекса психопрофилактических мер, начиная с самых первых лет жизни ребенка. Для этого нужно учить родителей основам медико-педагогических и социально-психологических знаний.

 

Психологический практикум

1. Больны ли мы неврозом? (тест для родителей)

Поскольку мы часто слышим "больное общество", то не будет лишним спросить: а не больны ли мы сами, скажем, неврозом — самым распространенным видом нервно-психических расстройств у современного человека. На подобный вопрос можно утвердительно ответить, если на большинство нижеследующих пунктов мы даем положительные ответы:

1. Легко расстраиваемся, раздражаемся по пустякам, долго не можем придти в себя.

2. Становимся все более чувствительными, ранимыми и обидчивыми.

3. Все труднее контролируем свои чувства и эмоции, хотя «ютом и переживаем с чувством вины.

4. Все больше беспокоимся, волнуемся без особых причин, не можем ждать, как обычно, нетерпеливы и непоследовательны в действиях и поступках.

5. Начинаем видеть опасность там, где ее нет, и более чем часто сомневаться в правильности своих решений.

6. Все менее жизнерадостны и активны в новых контактах, воспринимаем уже многое в мрачном свете, часто ворчим и злимся, как потом нередко оказывается, совсем не по тому поводу.

7. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт, борьба противоречивых чувств и желаний. В итоге нет привычного внутреннего единства, естественности и уверенности, прежнего самочувствия и работоспособности.

  Теперь оценим каждый пункт в два балла, если он относится к Вам полностью; в один балл, если частично; в ноль баллов, если не касается. Сумма в 5-10 баллов говорит о наличии эмоционального стресса, о том, что Вы болели неврозом или заболеете им в ближайшее время. 10-14 баллов — это с Вами уже происходит, ничего хорошего ждать не нужно, и чем скорее Вы обратитесь за квалифицированной помощью к психологу или психотерапевту, тем меньше будет дальнейших затруднений для Вас, Ваших детей и близких.

  Причины невроза разнообразны. Здесь и неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств, и внезапно навалившиеся на Вас заботы и тревоги; длительное напряжение нервно-психических сил, не давшее желаемого результата; несбывшиеся мечты; горечь утрат и разочарований, другие, значимые для Вас психические травмы и стрессы. Несомненно и то, что Вы обладаете повышенной эмоциональной восприимчивостью, а также определенными чертами характера, препятствующими своевременной нейтрализации психического стресса и появлению адекватной психологической защиты. А невозможность выразить себя, реализовать творческий, созидательный потенциал, даже быть просто собой под влиянием невротического расстройства — очевидно и для Вас самих.

2. Ваш ребенок болен неврозом или заболеет им, если:

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того,  ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, "дуется", не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8.Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких;  беспокойно спит, просыпается; не может сразу придти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает детский сад или школу.

Каждый пункт оценивается в 2 балла, если выражен и, тем более, возрастает в своей интенсивности в последние годы. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0.

От 20 до 30 баллов — невроз у Вашего ребенка несомненен. От 15 до 20—от был или будет в ближайшее время. 10-15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающего стадии заболевания. 5-10 баллов заставляют нас быть более внимательными к нервной системе ребенка, ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей Вашего чада.

А теперь вернитесь к предшествующему тесту, который касался Вас самих. Существует неприятная, но жизненно очевидная взаимосвязь между Вашей нервностью и нервностью ребенка. Чем больше Вы не можете владеть собой, эмоционально расстроены, напряжены и обеспокоены, тем больше ребенок, находясь в непосредственном общении с Вами, непроизвольно усваивает эти нежелательные модели поведения. Более того, может даже подражать им, имитировать, если он по возрасту — еще не подросток. А если он стал таковым, то наоборот, вырабатывает негативное отношение не только к этим моделям, но и к Вам самим. Возникает конфликт, отчуждение, непонимание. А тут еще одна опасность возникает — активизация в подростковом, пубертатном возрасте неблагоприятных генетических влияний родителей. Скажем, папа или мама сами были "не сахар" в свое время, а тут в отпрыске они видят подобные черты, что вызывает резкое неприятие, "разборки" и потерю с ним эмоционального и психологического контакта. Потерянный же для родителей подросток становится повышенно уязвимым в отношении отрицательных влияний, идущих вначале от сверстников, а затем — и других взрослых.

  Не менее, а иной раз и более драматична ситуация, когда родители не обращают внимания на свое поведение, позволяют все то, что и раньше, так же возбудимы, агрессивны, курят в присутствии детей, устраивают шумные и обильные застолья, да еще постоянно выясняют методом ссор, физически активных действий, а то молчания и ухода отношения друг с другом. Подросток тогда получает двойной удар — как никогда действуют неблагоприятные гены родителей и негативный пример их поведения.

  Но это еще не все. Семейная ситуация наиболее неблагоприятна для психического развития подростка, если нет доверительного контакта с родителем того же пола. Здесь отрицательная роль принадлежит повышенной принципиальности родителей, отсутствию компромиссов, негибкости мышления со склонностью к стереотипам, азбучным, прописным истинам, наличию собственных неразрешенных личностных и психических проблем, истерическим чертам характера с самовлюбленностью — нарциссизмом, эгоизмом и т. д.

  И уж совсем плохо, когда подросток не принимается эмоционально, не становится близким только потому, что походит на нелюбимого супруга или супругу, с которым нет явного конфликта. Тогда всю порцию раздражения и недовольства получает именно он — без вины виноватый подросток, с которым, конечно же, нет никакого контакта. Вот почему дочь, похожая на отца, которым недовольна мать, не будет откровенна с матерью, поскольку она эмоционально не принимает дочь и не может служить ей опорой в трудные моменты жизни. Сын, похожий на мать, может также отторгаться отцом, которого раздражают общие с женой эмоциональная чувствительность, ранимость и обидчивость.

  Итак, нам нужно, как никогда, быть внимательными друг к другу в семье, где подрастает сын или дочь, заодно устранить чрезмерные амбиции и недовольство, беспочвенную критику и нигилизм, нетерпимость, непримиримость и предвзятость в отношениях, равно как и чрезмерную мягкотелость, беспринципность и попустительство, отсутствие какого-либо контроля. Главное — вести себя так,   чтобы быть примером не на словах, а на деде, избегать негативных образцов поведения, лучше контролировать свои чувства и эмоции, улучшать, а не ухудшать отношения в семье и всячески способствовать сохранению, повышению ее надежности и стабильности. И задуматься нужно еще раз — все ли благополучно у Вас с характером и нервной системой. Если нет, — то как это отразится на детях, и что следует предпринять, чтобы со всем этим справиться еще до того, как Вам ребенок станет подростком.

3. Что нужно преодолеть родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от невроза

"Да ничего", — скажут одни. Виноваты испуги, обстоятельства, детский сад, школа, но только не мы сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются, развиваются как раз в семье в условиях неправильного воспитания и конфликтов, а внешние стрессы выступают в качестве "последней капли" или толчка. Поэтому и не помогают при неврозах экстрасенсы или подобные им целители. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии и самим родителям нужно провести определенную психологическую работу. То, что это не так легко, как может показаться с первого взгляда, говорит следующий текст. Итак, чтобы Ваш ребенок вылечился от невроза, Вам самим нужно преодолеть:

1. Недостаточную (несвоевременную) эмоциональную отзывчивость и откликаемость.

2. Чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям детей.

3. Неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе — экономического характера.

4. Собственные недостатки характера и поведения, являющиеся отрицательным примером для детей.

5. Ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с детьми.

6. Непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем.

7. Нервные расстройства, если они имеют место, а также неадекватно повышенную чувствительность к стрессу и отсутствие психологической защиты.

Только с учетом всех этих изменений можно обеспечить 100% эффект освобождения Вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера.

4. Какие качества нужны родителям чтобы вылечить ребенка от невроза

1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно Вы воспринимаете беды вашего ребенка, любите его и цените его здоровье.

2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку,

3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.

4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.

5. Готовность к переменам.

6. Контроль за своими чувствами и поступками.

7. Терпение и последовательность.

8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка. 9. Вера в положительные результаты лечения.

5. Что нужно делать заранее, чтобы у наших детей не было невроза

1. Родить его в нужное время и в нужный час, без сопутствующей учебы, экзаменов, сомнений в необходимости иметь детей в данное время. Тогда Ваш ребенок не будет препятствием на Вашем жизненном пути и вызывать лишний раз раздражение, досаду и недовольство.

2. Предпринять необходимые меры безопасности до рождения ребенка: проконсультироваться у психолога или психотерапевта, избегать ненужных психических стрессов, своевременно устранять неблагоприятные воздействия со стороны работы, знакомых и близких, настроиться на успешные роды и пройти предварительное обучение.

3. Принять ребенка как судьбу, таким, какой он есть по полу, отложить все дела в сторону, полностью заняться уходом и воспитанием, не отдавать в ясли и помнить о высокой потребности в любви к Вам в первые годы жизни, когда наиболее активно развиваются эмоции и способность к человеческим контактам.

4. Не оставлять одного в первые годы жизни и не передавать на попечение кому бы то ни было, равно как и не совершать дальних поездок в первые три года жизни.

5. Не забывать о муже, помнить, что ему тоже нелегко, постараться как можно раньше вовлечь его в заботу и уход за ребенком, подчеркивать его роль в семье и способность помочь как в психологическом, так и в экономическом плане.

 6. Как можно чаще играть с детьми, становиться на их место, сочувствовать переживаниям, одновременно стараясь обходиться без чрезмерной опеки и беспокойства.

7. Быть достаточно гибкими и непосредственными в общении с детьми, вовремя признавать свои ошибки, доверять и "поступаться принципами", если это необходимо.

8. Учитывать индивидуальность, своеобразие темперамента, характера и личности Ваших детей, направляя развитие без искусственного опережения или замедления природного темпа.

9. Проанализировать проблемы в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять их в своем семейном опыте (если в детстве были проблемы в отношениях с родителем другого пола, то это может осложнять отношения в браке; если с родителем того же пола, то — в воспитании детей).

10. Своевременно замечать психологический дискомфорт и нервность детей, в том числе нарастающие страхи и беспокойства, плохое настроение, повышенную обидчивость и капризность, утомляемость, расстройства сна и аппетита. Совместно с мужем (женой) разобраться в причинах и внести коррективы в отношения с детьми.

Каждый пункт оценивается в 0 баллов, если с тем, что написано, у Вас нет никаких проблем; 1 балл — если есть сомнения; 2 балла — когда это практически трудно осуществить. Соответственно, шкала содержит от 0 до 20 баллов. До 7 баллов, предположительно, Вы можете справиться с предстоящими проблемами собственными силами, если не будет дополнительных неблагоприятных воздействий. От 7 и больше баллов, возможно, Вам потребуется психологическая или психотерапевтическая помощь или серьезная работа над собой, и лучше не откладывать это в долгий ящик, чтобы избежать возникновения невроза у ребенка. 

http://lib.urbannet.ru/koi/PSIHO/KIDS - здесь можно познакомиться с полной версией книги А.И. Захарова.

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz