Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

Сказкотерапия

  Этому замечательному методу посвящена работа целого коллектива целого Института,  который так и называется:  Институт Сказкотерапии.   Поэтому представление о методе уместно начать с маленькой выдержки с его страницы:

Термин “сказкотерапия” вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов она имеет преимущественно положительную окраску. Деловые люди сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему, и только узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности метода. Почему?

Может быть, потому, что сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям. Причем, дошкольного возраста. Да, это так, дорогие друзья. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Сказкотерапию можно назвать “детским” методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Есть древняя история о том, как человек в своем развитии проходит три стадии: Верблюд, Лев и Ребенок. Находясь на стадии Верблюда, он подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда ресурс терпения и сил Верблюда иссякает, человек переходит на стадию Льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных высот социального положения. Но приходит момент, когда Лев понимает, что все, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины. Погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев сознает, что жизнь его, несмотря на блеск достижений и видимый смысл, лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход человека на следующую стадию развития – стадию Ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнавать то, что ранее казалось очевидным. У него за спиной большой жизненный путь, однако, нет от него усталости и пессимизма. Есть желание открывать заново, постигая Истину…

  Нужно добавить,  что на сайте Института Сказкотерапии масса полезных и очень интересных материалов о сказке, мифе,  притче  и о том,  как с ними можно работать,  обобщен опыт работы интересного коллектива (Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна,      Грабенко Татьяна Михайловна,    Гнездилов Андрей Владимирович,      Кудзилов Дмитрий Борисович и другие).


  А теперь точка зрения Дмитрия Соколова,  профессионального психотерапевта,  прекрасного сказочника и очень интересного человека.  На его сайт можно попасть отсюда.  Там можно прочитать его книгу "Сказки и сказкотерапия",  а также "Лунные дорожки или приключения принца Эно" и другие, более новые сказки.  Коллектив нашего театра благодарен автору за его прекрасные сказки,  ставшие основой первого сценария. 

Маленькая теоретическая глава № 1 СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЕЁ НЕТ

  Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы. Я думаю, так почти не бывает. Это представление во многом возникло из историй о Милтоне Эриксоне и книг его последователей и дешифровщиков. Схема не учитывает некоторых моментов. Эриксон - гений, и никто другой так работать не умеет. Плюс книги о нём во многом стерилизованы, а его собственные статьи хорошо показывают, что метафоры были только очень малой - пусть и важной - частью огромной, долгой и многосторонней работы. Большинство же остальных книг вообще сделаны просто: красивые иллюстрации, вырванные из контекста, теории "о том, как строить метафоры" и перепевы. Их похожесть на основоположников и друг на друга меня отталкивает; мне кажется, что выученное сохраняется в том же виде только в одном случае: если человек с этим вживую не работал. То, что пропускаешь через собственную работу, как минимум видоизменяется. Для меня сказка больше не снайперская винтовка, а оружие массового поражения. Я думаю, что сказка может быть использована для того, чтобы предложить пациенту, особенно ребёнку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей её использования. Вот как я обозначил бы другие пути:

1) Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более, что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает.

2) Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь Она не выдает свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

3) Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует то, что я бы назвал "метафорической железой", понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления и т.п.

4) Сказка несет свободу.

  Достаточно? Мне - да. По большому счету, я думаю, сказка - это один из инструментов, на которых хороший психотерапевт, как хороший музыкант, должен хоть чуть-чуть уметь играть (скорее барабан, чем фортепиано). И конечно, как всякий инструмент, она может стать любимым и основным. Что же касается сказки, бьющей в десятку конкретной проблемы, сочинить её для себя трудно, для других капельку труднее. Дело ещё вот в чем. Решение решению рознь. Я бы выделил три вида решений, которые может предложить сказка - и которые вообще могут работать в процессе психотерапии. Это, во-первых, "правильные" решения, то есть культурально принятые, всеобщие, авторитетные. Во-вторых, это свои решения самого психотерапевта, то есть его собственные способы, которые он успешно - или скорее привычно - использовал в своей жизни. И в-третьих, это собственные, личные решения самого человека, клиента. Всем этим решениям соответствуют разные стили работы, и все они работают по-разному. Правильные лежат на поверхности, они легче всего в употреблении и, пожалуй, наименее эффективны (нас всех туда уже тыкали). Свои решения - это, может быть, и есть самая массовая форма психотерапии. Их очевидная форма - совет. Замаскированная - большинство приведенных здесь сказок. А собственные решения - это вещь самая ценная, но и самая трудная. Они-то бьют в десятку, но поди их найди. Впрочем, можно, тем более что никто не обязывает делать всю работу наощупь и в одиночку. После маленькой теоретической подготовки мы доберёмся и до маленьких приемов, облегчающих дело.


    Сказкотерапия как метод еще молода,  ее структура и функция все еще определяется и вырисовывается.  Мнений по ее поводу много.  А дети слушают хорошую и необходимую им сказку,  затаив дыхание и забыв обо всем на свете.  Наверное,  это основной критерий,  по которому можно определить ее ценность для развития именно этого ребенка и именно сейчас.

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz