Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

  О домашнем театре

  Начнем с  фактов.  В позапрошлом веке 2 русских мальчика имели настольные театры и играли в них все,  что приходило в голову.  Одного из них звали Миша Лермонтов,  другого - Костя Алексеев,  который уже взрослым взял псевдоним - Станиславский.  Домашний театр марионеток был у Вольтера.  Домашним театром страстно и до конца своих дней увлекалась Жорж Санд.  Можно перечислять до бесконечности,  но ясно одно - многие очень серьезные люди почему-то не мыслили своей жизни без театра.

  В жизни,  наверное,  каждого ребенка,  есть период,  когда он становится актером собственного театра.  Я имею в виду не его сюжетно-ролевые игры,   а то его творчество,  в котором ему необходим зритель.  Дети в таких случаях устраивают самодеятельные спектакли,  показывая своих кукол из-за ширмы из сдвинутых  и прикрытых чем-нибудь стульев.  И собирают членов своей семьи или своих дворовых друзей.  Их творчество может быть совершенно незамысловатым и не нести в себе зачатков особой одаренности, но  иногда эти неуклюжие поползновения становятся первыми проблесками будущей профессии или значимого увлечения человека.

  Отношение взрослых к такой детской работе бывает диаметрально противоположным - от отношения как к непонятной и милой чепухе, от которой хочется побыстрее перейти к своим серьезным делам и детям указать на них же - до сверхценного отношения к детским выступлениям,  превращению их в предмет своей особой гордости (с подтекстом: какой талантливый у меня растет ребенок!).  

  Важно понять,  почему дети занимаются "показами" своего творчества:

  1. Они очень рано поняли,  какой умилительный восторг вызывают в родителях и прочих родственниках их нехитрые топтания под ритмичную музыку ,  чтение стишков на табуретке или без оной.  Конечно,  выступление для них - хороший способ вызвать умиление вновь.  Если вам кажется,  что они не помнят о ранних событиях своей жизни,  то это верно только на уровне описания факта события,  а эмоциональная память у ребенка функционирует по мере развития сферы эмоций,  т.е. всегда.  И если ребенок слишком настойчиво тащит вас вновь и вновь послушать и посмотреть,  стоит подумать,  хватает ли ему вашей благожелательности,  не пытается ли он "купить" немножко вашей любви таким способом?  Этот способ купли очень характерен для детей с истероидным типом акцентуации характера (имеющих большую потребность в привлечении к себе внимания,  желающих быть его постоянным центром).  Это дает ребенку уверенность в том,  что с ним все в порядке,  и его замечают.  Поэтому театр может стать способом понять ребенка и его потребность быть замеченным,  нужным кому-то.

  2. Это,  безусловно,  возможность занять свое место в   сообществе людей - взрослых и еще маленьких,  важный момент социализации ребенка.  Ощущение своей встроенности,  включенности дает хорошее чувство основательности,  надежности бытия.

  3. Это возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля,  отреагировать свои эмоции,  очистить психику от избытка как радостных,  так и тягостных переживаний.  Дети таким образом лечатся от своих неврозов.  В данном варианте домашний театр вполне соответствует концепции ТТС М.Бурно (терапия творческой самореализацией). И если детские  импровизации носят порой агрессивный характер,  не пугайтесь,  станьте грамотным соучастником происходящего процесса.  Как это сделать,  не буду повторяться,  а отправляю вас на "странички детского психолога",  раздел "игровая" - игры творческие,  проективные,  исцеляющие.

  4. Это реализация истинной креативности ребенка,  т.е. творчество от избытка энергии,  жизненных сил,  способ научения жизни в расширяющемся мире,  создание собственных моделей мира.

  Конечно,  это очень приблизительный перечень причин детского творчества.  Теперь,  приблизительно,  как можно относиться к этому процессу и что из этого может быть.  Нет смысла давать какие-то всеобщие рекомендации,  потому что возможности у нас всех разные и характер участия соответственно неодинаковый.  Итак, если:

  1. Вы отнесетесь безразлично и равнодушно к попыткам самовыражения ребенка, то,  скорее всего,  утратите роскошную возможность иметь с ним контакт и общий язык,  а также неформальное влияние на него.

  2. Вы отнесетесь со вниманием и попытаетесь понять,  что стоит за самодеятельным концертом или презентацией галереи рисунков, и просто порадуетесь рождению нового в вашем мире,  то,  соответственно,  как минимум,  общий язык у вас уже будет.

  3. Если посмеетесь над ним,  то рискуете заглушить слабенький,  новорожденный родник его творчества,  и он может никогда не оформиться в ручей или реку интересной и самобытной индивидуальности.  Вспоминаю девочку Машу,  которая училась в классе коррекции,  страдала от всех мыслимых страхов и своей неспособности учиться и общаться с другими детьми.  Она писала исключительно корявые стишки,  однако замечательно искренние в своем проявлении чувств.  Нас (руководителей детско-родительской группы) обрадовал сам факт ее творчества и наши аплодисменты были совершенно искренними.  Спустя некоторое время Маша перестала писать стихи,  но смогла осмысленно отнестись к своей жизни,  закончить школу и выбрать профессию себе по плечу,  причем,  без фантасмогорий в отношении своей "гениальности".  Это по поводу того,  надо ли ребенка хвалить за явно неуклюжие творения,  не исказит ли это его оценку самого себя,  не ввергнет ли в грех гордыни и самолюбования.   Мне кажется,  что здесь нужно сознательно развести право на радость по поводу факта творчества ребенка и оценку его результатов.  И в любом случае,  единственный приемлемый для меня лейтмотив:  продолжай, если тебе это нравится,  делай так,  как ты можешь и  немножко лучше,  чем вчера! 

  4. Если вы будете постоянно давать понять ребенку,  что он самый лучший и несравненный,  то однажды для него большим потрясением будет узнать о том,  что лучших,  чем он,  полным-полно или есть хотя бы один,  и это лишит его покоя.  Мне в этом плане очень нравится высказывание К.С. Льюиса из его "Хроник Нарнии":  "Пойми,  что ты один из многих,  и ты станешь одним из лучших".  Прекрасен и необходим факт и процесс творения,  а его оценка не должна идти впереди его.  Или жизнь такого ребенка превратится в сплошную гонку за успехом и "пятерками" по творчеству.  Тут уж сами решайте,  что для вас главное.

  А дальше - по нашей теме - театр дома,  как его обустроить,  какими техническими средствами осуществить.  Разумеется,  этот материал будет интересен тем семьям,  в которых либо родители,  либо дети,  либо и те и другие увлечены именно театром,  а не спортом,  например.

  Содержание сценариев поначалу должны определять дети,  их потребность в самопроявлении и очищении своей психики от всевозможных избытков и отягощений.  Лучше,  если героев они тоже выберут сами и подумают,  как их можно воплотить.  А уж тут широчайший простор для воображения и творчества.  Это могут быть пластилиновые фигурки на столе,  это могут быть обыкновенные,  купленные в магазине твердые и мягкие игрушки.  Главное,  чтобы они служили средством выражения эмоций ребенка.  В дальнейшем,  роль героев могут исполнять (как у 5-летнего Миши) нарисованные им,  им же раскрашенные и вырезанные фигурки на картоне.  Их он потом показывал над импровизированной из большой развернутой книги ширмой.  При этом детям,  особенно застенчивым,  гораздо легче разговаривать,  будучи спрятанными за своего героя и ширму.  Особенно это важно для развития речи у детей застенчивых и заикающихся. 

  Есть технология изготовления кукол из старых перчаток,  когда лишние пальцы во время показа поджимаются,  а на указательный одевается головка от старой резиновой куклы.  В данном случае мы имеем еще одно побочное действие кукольного театра - развитие моторики рук ребенка,  особенно,  если и на второй руке у него другой герой,  выполняющий какие-то другие действия (это вторично способствует развитию межполушарных взаимодействий,  гармонизации и слаженной работы центральной нервной системы).

  Импровизация или отрепетированность?  Этот вопрос возникает у взрослых сразу,  у детей практически не встречается.  Вообще первой стадией любого процесса,  идущего в связи с развитием ребенка,  является спонтанное отреагирование.  Но в него уже можно понемногу вводить элементы традиционные,  культуральные.  Например,  гостя - усадить,  накормить,  напоить,  а потом и спрашивать.   Постепенно,  по мере оздоровления психической жизни у детей возникает спонтанная потребность в упорядоченности,  планомерности.  Тогда уже есть смысл планировать сюжет заранее,  разыгрывать спектакль по сценарию.  Разумеется,  как минимум,  полноправным соавтором сценария должен быть сам ребенок.

  Как вести себя герою взрослого человека?  На что он имеет право?  Если это игра, где все равны,  то и права у всех общие,  например,  быть самими собой.  В моей практике был случай,  когда я работала с 5-летним мальчиком,  страдавшим энкопрезом (это когда ребенок пачкает штанишки какашками),  и его мамой,  задерганной и задергавшей.  В какой-то момент сеанса семейной игровой терапии мать вдруг схватила подушку (одну из тех,  которые и предназначены для подушечных боев),  и от всей души отлупила своего сыночка.  Не пугайтесь,  чувство меры ей не изменило,  и ее ребенок только похохатывал и кудахтал от удовольствия,  пока мать охаживала его подушкой.  По-видимому,  в их отношениях наконец-то возник целительный прорыв,  потому что вскоре штанишки мальчика стали чистыми.  Мать с сыном застряли в своих отношениях на неотреагированном и постоянном напряжении,  которое разряжалось через сбой детского слабенького сфинктера,  и нужен был целительный и очищающий поток искренних эмоций,  в котором смешалось все - и любовь, и забота,  и раздражение,  и отчаяние.  Хлынуло,  как гной из прорвавшегося фурункула,  после чего пошло заживление.  Посмотрите фильм "Игрушка" с Пьером Ришаром  в главной роли.  Там поведение взрослого в игре было именно такое,  какое нужно было изголодавшейся по живому общению душе мальчика.

  А теперь немного о технологии.  Как же было сказано,  персонажи могут быть разными,  хоть из стеклянных флаконов и пивных жестянок.  Но наиболее дороги персонажи,  сделанные собственными руками.  Например,  как этот поросенок.  Он создан из клубков ниток,  слегка скрепленных друг с другом.  Ушки имитирует бантик подходящего цвета.  Но у вас может быть разноцветный или просто грязный поросенок.   Глаза и нос,  понятно- пуговицы.  Мягкие игрушки вообще несложны в изготовлении и всюду есть кружки по изготовлению их.

 

  А здесь вы видите прелестного страуса,  которого также можно исполнить из мягких материалов,  или уж разогнаться и голову и туловище изготовить из папье-маше.  Две держалки в области хвоста и затылка помогают управлять такой куклой.  

  А этот милый котенок исполнен мастером-профессионалом.  Лапки у него мягкие и подвижные и есть 2 держалки - на затылке и сам хвостик,  которые вполне позволяют манипулировать куклой. 

 

  Итак,  мы подготовили небольшой материал по теории и практике домашнего театра.  Если у вас будут вопросы,  постараемся ответить на них лично и в материалах сайта.

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz