Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

Музыкотерапия 

Галина Князева, кандидат медицинских наук, психотерапевт,

Андрей Бандура, кандидат искусствоведения, композитор

Музыкальная история болезни 

  Феномен музыкальной терапии лишь в послед­ние годы вошел в меди­цинскую практику — в ка­честве одного из альтер­нативных методов лече­ния. Он уходит корнями в магическую, сакральную роль музыкального искус­ства, которую оно играло в древние времена. Маги и шаманы прибегали к не­му, чтобы изгонять из со­племенников "дух  бо­лезни".

  В первой отечествен­ной публикации по вопро­сам музыкальней терапии (Евдокимова Ю., Мельни­ченко   В.   "Музыкальная терапия:    что?     зачем? как?",   1993)  отмечается, что "вопрос о принципе подбора музыки остается, по   существу,    нерешенным,  как и "вопрос на­правленности   музыкаль­ного воздействия и пси­хологии его восприятия". Авторы справедливо по­лагают, что музыка должна воздей­ствовать "не на кишечник, а на более тонкоматериальные ауры", что "это профилактика, базирующаяся на гapмонизации человеческой личности, раскрытии ее духовного потенциала, нравственного совершенствования, очищения, просветления".

  Очевидно, что для решения этих задач желательно как минимум при­сутствие врача-психотерапевта, ко­торый смог бы определить структуру личности, психотип своего пациента и дать ему конкретные рекоменда­ции. Причем в рекомендациях следу­ет ориентироваться в первую оче­редь на музыку того композитора, чей психический облик наиболее близок к облику пациента.

  Воздействие музыки не прямоли­нейно. Музыка радостная, ликующая далеко не всегда окажет целебное воздействие на удрученного горем или внутренним разладом человека. Ока может быть воспринята как до­садный шум или даже как насмешка. А похоронный марш? Может ли он помочь потенциальному самоубий­це? Любой скажет, что нет. Но если призрак смерти стал манящим нава­ждением, то измученное сознание получит то, чего жаждет, пусть в са­мой абстрактной форме. И возмож­но, этим удовлетворится

  Любой из великих композиторов выполнял по сути дела работу врача-музыкотерапевта. Известен слу­чай, когда Бетховен, не найдя слов утешения для матери, потерявшей маленького сына, сел за фортепиано и своей вдохновенной импровизаци­ей облегчил ее душевные страдания.

  В конце 20-х годов в Ленинграде выходили сборники "Клинического архива гениальности и одаренности (эвропатологии)" под редакцией док­тора Г.В. Сегалина, где многие вели­кие деятели культуры и искусства (композиторы в том числе) рассмат­ривались с точки зрения психиатрии. Многие положения авторов статей спорны, но сам взгляд на композито­ра как на больного, страдающего че­ловека вполне оправдан.   Отношение к автору бессмертных произведений как к пациенту, нуждающемуся в по­мощи, вполне может быть перенесе­но на реального пациента. В такой музыке отражена не только структу­ра психического мира композитора, но и способы «лечения» (вернее — «самолечения»), которые помогли музыканту и которые могут оказаться полезными и для нашего современ­ника со сходными заболеваниями.

Творчество П.И. Чайковского — образец отчаянной борьбы с депрес­сией, тоской и страхом смерти для тех, кто сходен с ним по темперамен­ту, — для меланхоликов.

Как известно,  великий русский композитор. был ярко выраженным интровертом. Его внутренний мир, светлый по существу, был замкнут и весьма далек от внешних событий. Обидеть, задеть Чайковского мог каждый пустяк. Из биографий компо­зитора, написанных его братом М.И. Чайковским и позже Б.В. Аса­фьевым, можно узнать следующее.

  Еще в 8 лет Чайковский во время его пребывания в пансионе заболе­вает корью, нервным расстройством, а также "страданием спинного моз­га", что, возможно, стало началом эпилептоподобных припадков.

  Обучаясь с 1850 года (с 10 лет) в училище правоведения, будущий композитор испытывает приступы возбуждения, раздражительности, вспыльчивости, тоски и даже страха смерти. "Тоска его была такого рода, — пишет Асафьев, — что обращала внимание даже посторонних. Она вошла в его жизнь с этих пор как до­минирующее начало. Отныне при­ступы депрессии и страха смерти не покидают Чайковского всю жизнь".

В 1861 году композитор пережил "психический  кризис,  период  мучительных сомнений, отчаяния в мо­менты отрезвления от лихорадочной погони за удовольствиями". V В 1866 году (в 26 лет) — сильный приступ психического расстройства, выразившийся в галлюцинациях, страхе смерти.

  В 1875 году композитор пережи­вает сильное нервное расстройство, вызванное разными неприятностями. Приступы возбуждения сменялись депрессией и страхом. Чайковский испытывает острое усиление присту­пов болезненной тоски, проявляю­щейся в разочаровании в окружаю­щих людях и в возникновении навяз­чивой идеи о необходимости найти исцеление в совместной жизни с лю­бящим и понимающим все эти стре­мления человеком. В одиночестве — тоска по людям, при людях — тоска по одиночеству. В Москве — тоска по Италии, в Италии — по Москве.

  С 24 сентября по 25 октября 1877 года в связи с неудачной женитьбой Чайковский пережил острое нервное расстройство, которое привело к по­пытке самоубийства.

  При жизни композитора обстоя­тельства сложились так, что бороть­ся со своей болезнью ему пришлось, по сути, в одиночку. Его лечащий врач В.Б. Бертенсон писал: "Петр Ильич не любил лечиться и боялся докторов. Нуждался же в лечении постоянно". Другая современница, А.И. Брюллова, вспоминала: "Чай­ковский был действительно нервно­больной человек: в семидесятые-восьмидесятые годы неврозы были еще мало изучены, не отделены от темперамента, характера, и их не пы­тались лечить. У него же, в свете ны­нешних научных исследований, был определенный невроз, который вре­менами обострялся до невыразимых страданий: жгучая, беспричинная тоска, от которой он никуда уйти не мог, невозможность совладать со своими расходившимися нервами, боязнь людей и сознание, что это состояние недостойно его, что он должен побороть его; это несказанно мучило его и отравляло ему жизнь, которая, казалось, имела все внеш­ние шансы быть блестящей".

  Попытка поставить диагноз Чай­ковскому была предпринята только после его смерти. В труде Г. В. Сегалина читаем:  "Чайковский страдал припадками, сопровождавшимися потерей созна­ния. Всегда эти припадки связыва­лись с сильными душевными возбу­ждениями и эффективностью. Эти припадки нельзя отнести к чисто ис­терическим, ибо у него были еще и другие симптомы, говорящие больше за аффект-эпилептические припадки; например, патологические приступы страха, преследовавшие его всю жизнь, ... состояния, похожие на су­меречные, приступы экстатических состояний".

  Однако это лишь версия. Досто­верными можно считать только те описания болезни, которые оставил сам Чайковский. Он писал: "Я стра­даю не только от тоски, не поддаю­щейся выражению словом (в моей новой симфонии есть одно место, которое, кажется, хорошо ее выра­жает), но и от ненависти к чужим людям, от какого-то неопределенно­го страха и еще черт его знает чего. Физически это выражается в боли в нижней части живота и в ноющей боли и слабости в ногах".   Композитор не случайно сравнил свое состояние с фрагментом "новой симфонии" (это была Шестая сим­фония).  Едва ли не единственным способом лечения для него была его собственная музыка, сочиняя кото­рую Чайковский становился психоте­рапевтом для самого себя.

  "Как только я предамся праздности, — писал композитор, — меня начинает одолевать тоска, сомнение в своей способности достигнуть дос­тупной мне степени совершенства, недовольство собой, даже ненависть к самому себе. Единственное сред­ство уйти от этих мучительных со­мнений и самобичевания — это при­няться за новый труд. Вот я и вер­чусь в этом смысле тоже как белка в колесе... Только труд спасает.меня.   Я и тружусь".

  Творческий процесс был для Чайковского не просто "способом от­влечься", а универсальным средст­вом проникновения в реальность тонкого плана, где и зарождаются неврозы.

  Уже в наши дни кандидат биоло­гических" наук Е.А. Файдыш опреде­лит их как психотравмы, живущие в информационном пространстве пси­хики и провоцирующие большинство душевных болезней. Задача психо­терапевта состоит в том, чтобы ней­трализовать их действие. Чайковский самостоятельно добивался этого не­сколькими способами:

1. Вытеснением травмирующих факторов в некую "параллельную ин­формационную реальность" — музы­кальное произведение, где создается соответствующий их природе "тем­ный мир". Согласно Е.А. Файдышу, психотравмы могут жить, лишь "подпитываясь" мотивационной энергией, без нее они гибнут. В нашем случае мрачное музыкальное произведение, наполненное психической энергией такого рода, выступает как некий энергоинформационный выход.

"Все лето, — читаем мы в одном из писем П.И. Чайковского, — под впечатлением мрачного сюжета сим­фонии ("Манфред" Байрона) я ханд­рил и нервничал. Наконец-то, я те­перь кончаю его, и по мере того, как кончаю, на душе у меня делается легче и дышится свободнее".

"Конец оперы я сочинял вчера, — пишет композитор о "Пиковой даме", — и когда дошел до смерти Германна и заключительного хора, то мне до того стало жаль Германна, что я вдруг начал сильно плакать. Это плакание продолжалось ужасно дол­го и обратилось в небольшую исте­рику очень приятного свойства, т.е. плакать мне было ужасно сладко".

В Шестую симфонию, по словам М.И. Чайковского, "как будто ушла  мрачная тоска предшествующих лет...", и это принесло композитору то облегчение, которое испытывает человек, высказавший сочувственной душе всё; что долго мучило его.

2.  Отвлечение — создание аль­тернативной неврозам, светлой "па­раллельной реальности музыки", чу­ждой и непроницаемой для психо­травм, где сознание может отдохнуть и укрепиться для борьбы с ними.

. "Он не сочинял, как многие, с пя­того на десятое", — вспоминал кри­тик ГА. Ларош, — а  в буквальном смысле слова жил в мире звуков, плавая в безбрежной стихии... Эта интенсивная жизнь в мире гармонии не была свободна от некоторого на­пряжения: музыкальные образы пре­следовали его повсюду и, как он не­однократно рассказывал, и во сне являлись ему, фантастически переплетенными с образами и событиями будничной жизни".

3.  Примирение — создание про­изведения где «светлая» и «темная» параллельные реальности входят в некое взаимодействие. Одним из ре­зультатов может стать раскрытие оправданной, катарсической (или, на худой конец, неизбежной) природы страдания, его "гармонизация" в ху­дожественно совершенных формах.

4. Преодоление — более ради­кальный способ, иллюстрация в му­зыке пути борьбы со страданием и изживания его.  "Это музыкальная исповедь ду­ши, — писал Чайковский о музыке такого рода, — в которой многое на­кипело и которая изливается по­средством звуков... Напрасно я бы старался выразить вам словами все неизмеримое блаженство того чувст­ва, которое охватывает меня, когда явилась новая мысль и когда она начинает разрастаться в определен­ные формы.  Забываешь все, дела­ешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьется, едва ус­певаешь начинать эскизы, одна мысль погоняет другую".

  Итак, психоанализ личности и творчества Чайковского позволяет создать музыкально-терапевтичес­кую программу для меланхолика, страдающего комплексом неполно­ценности (неуверенностью в себе, ощущением собственной ущербно­сти), тоской, депрессией, страхом смерти. Осталось назвать произве­дения П.И. Чайковского, которые мо­гут быть использованы для лечения в каждом конкретном случае.

 

Лечение страха смерти

1.  Вытеснением — "Пиковая дама" (4-я картина),   Шестая   симфо­ния (финал).

2.  Отвлечением — романс "Гор­ними тихо летела", "Сны ребенка" из Сюиты №2.     

3.  Примирением   —  романс "Смерть", танец феи Драже из бале­та "Шелкунчик".

4. Преодолением — Шестая сим­фония  (1-я  часть),  Увертюра-фан­тазия "Ромео и Джульетта".

Лечение депрессии  

1. Вытеснением — романсы "Сно­ва, как прежде, один", "Ночь" ("Мерк­нет слабый свет"), "Отчего", пьеса "Апрель" из цикла "Времена года".

2. Отвлечением — романсы "Ус­ни, печальный друг", "Недолго нам гулять", "Усни", "На сон грядущий", "Колыбельная в бурю".

3.  Примирением   —   симфония "Манфред" (1-я часть).

4. Преодолением — Пятая сим­фония, романсы '.'Слеза дрожит", "Не спрашивай", "Подвиг".           

Лечение тоски

1. Вытеснением — адажио из ба­лета  "Лебединое   озеро",   романсы "Хотел бы в единое слово", "На нивы желтые", вступление к опере "Евге­ний Онегин".     

2.  Отвлечением — романсы "Ска­жи, о чем в тени ветвей", "Растворил я окно", "Ноябрь" из цикла "Времена года", опера "Иоланта", Первый кон­церт для фортепьяно с оркестром.

3.  Примирением — "Октябрь" из цикла "Времена года",   симфоническая фантазия «Фатум».

4. Преодолением — вальс из "Спящей красавицы", Четвертая симфония.


    Ко всему прочитанному могу добавить мнение дилетанта, т.е. человека,  не имеющего образования в области музыки,  но при этом неоднократно испытавшего на себе целительное действие музыки. 

  Есть условия,  которые делают потенциально возможным терапевтический процесс,  связанный с применением музыки:

  1. Элементарная музыкальная культура,  т.е. возможность полноценного восприятия предлагаемых ритмов и мелодий (музыка должна быть экологична возможностям пациента).  Если мы предложим мелодию,  к восприятию которой человек не готов,  это будет то же самое,  что метание бисера перед свиньями,  только свиньи-то в этом неповинны - и не просили никого метать явно несъедобные предметы.  Поэтому выявление подходящей мелодии может быть осуществлено в результате подбора и наблюдения.  Хотя есть популярная классика и народные мелодии, которые позитивно воспринимаются большинством людей.

  2. Несомненно  более целительна "живая" музыка,  даже если она не является профессиональной,  музыка живого голоса (мамина колыбельная),  чем запись со стереоэффектами.  Особой силой воздействия обладает музыка,  усиленная резонансом.  Люди, побывавшие в Домском соборе и слышавшие там игру на органе,  утверждают,  что музыка пронизывает все тело и действует необыкновенно сильно, что не сравнишь с действием записи той же музыки.

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz