|
|
Наши корни Многие годы педагогическую общественность волнует проблема: почему растет детская преступность? Почему подростки так жестоки? Как с этим бороться? И многие годы известен ответ: глухота сердца, недоразвитие социальных чувств, искажение общего эмоционального фона. Эмоциональность детей нуждается в том, чтобы, во-первых, ее формировали, и, во-вторых, в том, чтобы ее направляли в нужное и естественное русло. В том, как формируется эмоциональность и система мировоззрения детей, направляющая эмоции, немалая толика принадлежит сфере искусства и, в частности, детскому театру. Еще Л.Н.Толстой писал: «Искусство есть одно из самых могущественных средств внушения. А так как внушение может быть и порочное (порочное всегда легче внушается), и хорошее, то ни перед какими способами внушения не надо быть больше настороже, как перед внушением искусства.» «Для того, чтобы избежать дурного воздействия искусства, необходимо, с одной стороны, вести огромную педагогическую работу по воспитанию вкуса, а с другой – объявить решительную войну всякому ремеслу в искусстве.» Такие проблемы были подняты доктором филологических наук профессором Л.Ф. Финком 28 лет назад на конференции УНИМА в г. Куйбышеве. Кроме того, детский театр имеет проблему возраста своего зрителя. В традиционном представлении со времен Образцова в кукольные театры допускались дети не младше 5 лет. Практика нашего Театра Сказки и Сказкотерапии показала, что дети с 3 лет реагируют на спектакль выраженным эмоциональным подъемом и воодушевлением, сосредоточиваясь на просмотре не хуже более старших детей. Надо сказать, что существует мировая практика, четко разделяющая спектакли для разных возрастных групп. В первые годы становления в нашей стране театров кукол (1918-22 г.г.) разрабатывались специальные спектакли для детей ясельного возраста, 4-6 – леток, младших и средних школьников. Существует любопытный опыт чешских театральных деятелей, в частности профессора Яны Гладиковой, которая в течение 10 лет работы в театре г. Либерец изучала психологию зрителей 4-6 лет, для которых и создавались спектакли. Эту инициативу поддержали и другие чешские театры Чехословакии, ранее ставившие спектакли только для школьников. В дальнейшем г-жа Гладикова приняла участие в создании Наивного театра для самых маленьких. Интересными являются факты того, что все актеры и режиссеры театров кукол в Чехии и Словакии имели педагогическое образование. А воспитатели детских садов получали начальное театральное образование на уровне театрального училища. В г. Либерце проходят фестивали под названием «Матаржинка». На фестивале представляются спектакли для детей от 2-6 лет. Причем, в фестивале принимают участие как профессиональные театры, так и коллективы воспитателей дет. садов. Т.е. в Чехии и Словакии деятельность педагогов и деятелей культуру является содружественной и направленной вдоль одной оси. Немалый интерес представляет история развития отношений педагогической системы и детского театра в России – дореволюционной и послереволюционной. В 2008 г. детские театры будут отмечать 90 – летие со дня открытия первого детского государственного театра в России. Своим появлением детские театры, а также детская литература обязаны А.В. Луначарскому – Наркому просвещения с 1918 – 1929 г. Глубокое понимание задач воспитания, прекрасное знание детей помогли Луначарскому возглавить работу по определению системы народного образования, в разработке программ, методов обучения. Он считал, что школа должна дать детям все лучшее и передовое в области науки, культуры, искусства, сформировать их гражданское самосознание. Значительную роль в деле воспитания Луначарский отводил искусству, эстетическому воспитанию и рассматривал эстетическое воспитание как один из путей общественного воспитания. До 1939 г. детские театры подчинялись непосредственно Наркомпросу. Как мы знаем, Наркомпрос включал в себя четыре основных отдела, множество секций и подотделов. И, зачастую, различными отделами руководили одни и те же люди. И задачи ставились общие. Примером может послужить выписка из статьи Луначарского «Вопросы, поставленные комиссариатом народного просвещения театрально-педагогической секции и подотделу детского театра»: «Не менее важной проблемой является… вопрос о создании театра для детей, где законченными художниками-артистами давались бы в прекрасной форме детские пьесы, рассчитанные в особенности на наиболее нежные возрасты, для которых малодоступна даже наиболее приспособленная часть нормальных театров. Почин в этом отношении сделан Театральным Отделом путем основания Детского Театра в Петрограде. Обладая первоклассным аппаратом в виде государственных и коммунальных театров, мы должны со всей серьезностью наметить план использования субботних вечеров и воскресных утренников для нужд школьного и частью дошкольного образования. Например, большие театры по сговору с педагогами устроили законченные циклы спектаклей, обнимающие либо историю мирового театра, либо русского. Учителя и руководители могли бы подготовить своих слушателей к восприятию пьес путем предварительной лекции. А затем усвоение полученных впечатлений могло быть обогащено и упорядочено в следующий после спектакля урок вольного собеседования о нем под руководством учителя…» (1918) А в 1921 г. появилось следующее: «… Серьезное значение придается театру для детей. Устроен специальный государственный театр такого содержания, рассчитанный на детскую публику, но обслуживаемый профессиональными актерами.» В интересах наилучшего разрешения проблем детского театра собирается в Москве специальный съезд деятелей детского театра и педагогов. В 1930 г. по инициативе Главсоцвоса Наркомпроса в здании Государственного Педагогического Театра и Центрального Дома художественного обслуживания детей состоялась первая конференция работников кукольных театров. Еще раз подчеркиваем, что все это было возможно благодаря заступничеству А.В. Луначарского, вместе с прогрессивными деятелями литературы искусства (в т.ч. К.И. Чуковским и С.Я. Маршаком) сохранившему сказку для детей в литературе и в театре. Нелишним будет напомнить, что Россия тех лет была увлечена западным течением «педологией», считавшей сказку вредным, отрывающим от реальности детей, явлением. Н.К. Крупская также была противницей сказки, и главенствующим направлением искусства того времени являлся соц. реализм. И как жаль, что в полной мере педагогическим наследием Луначарского пользуются не у нас, а в Японии. А далее, следуя совету А.В.Луначарского «Читайте классиков!», Театр сказки и сказкотерапии обратился к трудам основоположницы театра кукол в Москве Н.Я. Симанович- Ефимовой. И что оказалось? «Теневой театр для детей ясельного возраста». И это в 1938 г.! Дальше – больше. Оказывается, применение теневого театра подробно описано в главе «Китайские тени». А эта глава входит в книгу ее матери А.Д.Симанович – «Детский сад. Руководство для детских садовниц» – первого в России руководства по дошкольному воспитанию. А как и когда возникла идея дошкольного воспитания в России? В начале века весь педагогический мир смотрел на Италию, где много шума вызвала система детских садов по методу Марии Монтессори. Монтессори – доктор медицины, она много работала в психиатрической клинике, где обратила особое внимание на воспитание аномальных детей, а затем применила этот же способ к воспитанию нормальных детей до 6 лет. Ее метод может быть применен и в семье, основан он на полной свободе ребенка в проявлениях его психики и на полном же всестороннем использовании его энергии. Наказания и награды совершенно не употребляются; обучение исключительно индивидуальное, принципы его требуют, чтобы оно было коротко, просто и объективно; употребляется множество разных приборов и приспособлений. Результаты работы оказались удивительными: скуки и утомления у детей не наблюдалось, их интерес не иссякал ни на минуту. Во многих странах уже давно с успехом применяют этот метод. В Швейцарии в 1911-1912 г.г. открыто 70 таких «детских домов», как их называют на родине, в Риме. В России для распространения идеи дошкольного воспитания много сделано Фребелевским обществом в Спб. Деятельность Театра Сказки и Сказкотерапии направлена на максимально тесное сотрудничество с педагогической системой. Мало того, задачей номер один является тесный контакт с родителями маленьких зрителей, реализуемый при совместном просмотре спектаклей, последующем обсуждении на родительских семинарах и т.д. Этот момент создания единого пространства взрослых и детей является ключевым в процессе взаимного понимания тех и других, особенно важным в плане формирования естественного и реального поведения родителей в воспитании ребенка, воспитании не деформирующего и насилующего природу маленького человека, а любовного и внимательного осуществления его природной уникальности, избавления родителей от страха перед собственным ребенком и родительским долгом. Только такой воспитательный подход может обеспечить укоренение всех усилий педагогов и деятелей культуры, только тогда родители будут легко и естественно чувствовать себя в детском мире, только это может быть надежной профилактикой всякого рода девиаций поведения и социального развития. Мало того, взрослым еще больше, чем детям, необходимо восстановление здорового мироощущения через страну Фэнтези, оперирующую символами реальности. Наталья Савина, Елена Прудиус - по материалам: А. Февральский "Заря театрального октября" - 1978г. Энциклопедический словарь издания товарищества "Братья А.и И. Гранатъ и К*"-1913 г. |
главная о создателях наши корни наша психотерапия наши проекты о домашнем театре фотогалерея и летопись библиотека полезные ссылки Отправить сообщение
theatr-skazok@yandex.ru с
вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
|