Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о театре и его создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

    фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

наша почта

Дом Хель - страница, посвященная мифам, мифологии, аналитической психологии, сказкам  и сказкотерапии

Дом Хель -  мифология и сказкотерапия

 

 

Алена Чубарова

Х Р Ю Г О Ш А

Почти обыкновенная история в 2-ух частях

 

 

Часть 1. КТО ТАКОЙ ХРЮГОША?

 

Действующие лица:

Аня – ученица младших классов.

Саня – ее брат, с точки зрения Ани, очень взрослый мальчик.

Хрюгоша – странное существо, нечто среднее между поросенком и попугаем.

Доктор Айболит – тот самый доктор, из известной сказки.

Левая голова Змея Горыныча – одна из трех, самая симпатичная.

 

СЦЕНА 1

Детская комната, письменный стол, книжные полки, школьный портфель. На стене часы. Из соседней комнаты доносятся голоса Ани и Сани.

АНЯ. Ну, Санечка, миленький, ну, пожалуйста…

САНЯ. Сначала уроки!

АНЯ. Скоро мультики начнутся!

САНЯ. Уроки сделаешь, потом мультики будешь смотреть.

АНЯ. Н-ну, Санечка! Н-ну, пожалуйста-а-а-а!

Брат затаскивает сестру в комнату, подталкивает к портфелю.

САНЯ. Меня мама за старшего оставила, и она твои уроки с меня спросит.

АНЯ. Я только мультики посмотрю, а потом все-все уроки сделаю, даже больше, чем задали!

САНЯ. Знаем мы это «потом»…

АНЯ. А ты сам, почему уроки не делаешь?

САНЯ. А я как-нибудь без сопливых разберусь.

АНЯ. А-а-а! Понятненько! Я все папе расскажу.

САНЯ. Что ты расскажешь?

АНЯ. Что ты целый день в компьютер играешь!

САНЯ. Ябеда!

АНЯ (пытается прорваться в соседнюю комнату). Там скоро мультики… Да ну их, эти уроки, а?..

САНЯ (не выпуская ее). До мультиков еще 10 минут, успеешь сделать уроки – включу тебе телевизор.

АНЯ. За 10 минут?!. Я не успею…

САНЯ. А если наябедничаешь про компьютер, я скажу, что… что… что ты все шоколадные конфеты съела. (Уходит, запирая за собой дверь.)

АНЯ (возмущенно). Что?! Конфеты?! Я?!. Да… Да… Да мы же их вместе ели! Мерзкий, противный мальчишка… (Бросает в закрытую дверь подвернувшиеся под руку предметы, строит рожи ушедшему брату.)

ГОЛОС САНИ. У тебя осталось 9 минут.

 

СЦЕНА 2

Аня смотрит на часы, бросается к портфелю, фейерверком выбрасывает из него книжки и тетрадки.

АНЯ. Что нам там задали? Где же этот дневник, куда он подевался?.. А, вот. По письму выучить словарные слова, это устно, это не считается, и одно упражнение. По математике одну задачу. По чтению выучить стихотворение, это он может проверить… (Грозит кулаком в сторону двери.) Ай, еще по рисованию иллюстрацию к сказке «Три поросенка»… (Чуть не плачет.) Ну, как это все сделать за 9 минут!

Раскладывает сразу все тетрадки, часть из них на полу. На стол кладет альбом для рисования. Пытается делать все уроки одновременно.

Надо выписать слова, которые пишутся с большой буквы. Ага… «мальчик Саша»… Саша – это Санька. Мой вредный брат. Я его с большой буквы ни за что не напишу!

Снова корчит рожи в направлении двери.

На дереве сидело 7 попугаев, потом 2 попугая улетело, сколько попугаев осталось на дереве. Так, пишем условие, было – семь, улетело – два… Сделать все это за девять минут… (Плачет.) Семь да два будет девять.

Сам-то вместо уроков в компьютер играет, а я… А мне… К «Трем поросятам» можно нарисовать одного поросенка – это быстрее. Если спросят, почему один, я скажу… Скажу, что остальные стоят за первым и их просто не видно. (Рисует.) Ой, я забыла ответ в задаче написать. Ответ: девять попугаев. (Возвращается к рисованию.) А папе я все равно про Саньку нажалуюсь, пусть меня потом мама за конфеты накажет. Меня только за конфеты, а его и за конфеты, и за компьютер!.. Ох, я же еще упражнение по письму не все сделала. «Мальчик Саша» – с этим все понятно, «попугай Гоша» – опять попугай? Что тут с большой, что тут с маленькой писать? Ладно, напишу все с большой. (Смотрит на часы.) Осталось 4 минуты… Стихотворение! (Судорожно открывает нужную страницу книги, читает.)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(Повторяет, чуть подглядывая, но все равно неправильно.)

Буря мглою небо кроет,

Бабу снежную лепя…

То дворец ледовый строит,

То… там что-то про дитя…

То по крыше обветшалой

Барабашкой застучит…

То, как путник запоздалый,

Все разрушит и сбежит…

Будем считать, что почти правильно, а если некоторые строчки своими словами… Так нам учительница всегда говорит, главное – смысл понимать. (Смотрит на часы.) Осталось 2 минуты… Надо скорее поросенка дорисовывать! Ну вот, розовый карандаш сломался, точить некогда. Дорисую… зеленым. Так еще два слова написать (бросается к тетради) – «река Москва». Думать некогда, а если все слова с маленькой, то, по условию, их выписывать не надо, значит - с маленькой. Все, будем считать, что все сделала!

Бросается к дверям требовать, чтобы Саня ее выпустил, неожиданно из альбомного листа раздается голос.

 

СЦЕНА 3

ГОЛОС. Да нет, это просто безобразие!

АНЯ. А?

ГОЛОС. Безобразие.

АНЯ. Кто это сказал?.. Показалось? Ну, конечно же, показалось.

ГОЛОС. А вот и не показалось.

АНЯ. Кто здесь? Ма-амочка…

ГОЛОС. Сначала рисуют тяп-ляп, а потом «ма-амочка», безобразие.

Из альбома по рисованию начинает появляться существо неопределенного вида, чем-то похожее на поросенка, но с явными чертами попугая, половина тела – розовая, половина – зеленая. Аня при виде его от ужаса сползает по двери на пол, закрывает от страха глаза.

АНЯ. Говорила мне мама меньше телевизор смотреть… Стра-ашно…

СУЩЕСТВО. Страшно ей! А мне не страшно?.. Ну ладно бы – просто уродец, а то ведь совсем не поймешь кто.

АНЯ (приоткрывая глаза и снова закрывая от страха). Уйди, пожалуйста, а… Я тебе ничего плохого не сделала.

СУЩЕСТВО. Что?! Ничего плохого?.. Я по твоей милости вот такой неизвестно кто… И куда это я могу теперь уйти? Меня в таком виде ни в одну сказку не примут…

АНЯ. Да кто ты?

СУЩЕСТВО. Это у тебя спросить надо, кто я.

АНЯ. Почему у меня?

СУЩЕСТВО. А кто меня таким нарисовал?..

АНЯ (начинает понимать).Ой…

СУЩЕСТВО. Кто я? Очень бы мне это хотелось узнать!

АНЯ (растерянно). Я поросенка рисовала…. А в уме попугаев считала…

СУЩЕСТВО (мечтательно). Был бы я поросенком, меня бы звали Хрюшей! Был бы попугаем – Гошей. А так? Ни то, ни се… Хрюгоша какая-то… Или какой-то? Поди тут разберись…

АНЯ (оправдываясь). Я поросенка рисовала… а по письму тоже попугай попался… Вот и нарисовался Хрюгоша…

СУЩЕСТВО. Ты глаза не растопыривай, думай, чего теперь со мной делать.

АНЯ. Я уже думаю.

СУЩЕСТВО. Плохо думаешь, не заметно.

АНЯ (сосредоточенно морщит лоб). Теперь заметно?

СУЩЕСТВО. Теперь лучше. Ну, что придумала что-нибудь?

АНЯ. Придумала. У меня старший брат Санька, ужасно умный. Он целый день за компьютером сидит. Я сейчас его позову

Колотит в дверь, зовет: «Саня! Сань! Иди сюда скорее! Саня!». Пока она стучит, Хрюгоша прячется в альбом. Входит Саня.

 

СЦЕНА 4

САНЯ. Дверь сломаешь… Чего звала? Уроки сделала?

АНЯ. Уроки?.. Да, то есть, нет, то есть теперь это неважно, тут Хрюгоша, ему нужна помощь!

САНЯ. Какой еще Хрюгоша?

АНЯ. Он не виноват, что он такой, это все я… Я поросенка рисовала, а по математике и по письму – попугаи… а ты умный, ты обязательно ему поможешь!

САНЯ. Да кому надо помочь?

АНЯ. Хрюгоше! Вот он! (Показывает туда, где только что был Хрюгоша.)

Саня внимательно оглядывает комнату, затем подозрительно смотрит на сестру, щупает ей лоб.

САНЯ. От уроков пытаешься отмазаться? А не выйдет! (Уходит.)

Аня, оставшись одна, пытается понять, а был ли действительно Хрюгоша, осматривает разбросанные книги и тетради, затем альбом для рисования, видит свой рисунок…

 

СЦЕНА 5

АНЯ. Хрюгошка, ты почему спрятался?

ГОЛОС ХРЮГОШИ. Испугался.

АНЯ. Кого? Сани?

ГОЛОС ХРЮГОШИ. Компьютера. Меня твой Саня в компьютер посадит. А там одни монстры, я к ним не хочу.

АНЯ. Смешной ты какой, Хрюгошечка! Компьютера боится… Ну, вылезай, будем дальше думать, что с тобой делать.

ГОЛОС ХРЮГОШИ. А ты пообещай, что больше не будешь звать своего брата.

АНЯ. Обещаю. Ой, а что, если я попробую тебя дорисовать. (Берет карандаши, что-то дорисовывает, что-то стирает ластиком.)

ГОЛОС ХРЮГОШИ. Ой, щекотно… Хи-хи… А вот это больно, это не надо.

АНЯ. Ну все, все, больше не буду. (Делает еще несколько штрихов, виновато смотрит на рисунок, отходит.)

Из альбомного листа появляется дорисованный Хрюгоша, теперь это уже и не поросенок, и не попугай, а совсем непонятно кто, хотя, в отличие от Хрюгоши первого, тяп-ляпистого, второй нарисован с любовью и старанием, и очень обаятелен.

ХРЮГОША. Ну? Кто я теперь?

АНЯ. Если бы я на уроках рисования внимательнее слушала учительницу…

ХРЮГОША (обреченно). Значит, мне теперь навсегда непонятно кем оставаться?

АНЯ. Нет-нет, Хрюгошечка, мы обязательно что-нибудь придумаем.

ХРЮГОША. А ты меня не бросишь, такого?

АНЯ. Ну, что ты! Я ведь тебя нарисовала. Как же я могу тебя бросить!

ХРЮГОША. Ну, тогда думай дальше. (Рассматривает комнату Ани.) А у тебя тут ничего, уютно. Книг много. (Читает названия по корешкам.) «Приключения Незнайки», «Красная шапочка», «Русские народные сказки», «Доктор Айболит»…

АНЯ. Доктор Айболит?

ХРЮГОША. Хорошая сказка?

АНЯ. Доктор Айболит! Вот кто нам нужен!

ХРЮГОША. Так давай его быстрее позовем.

АНЯ. Но я не знаю, как… Он же в книжке.

ХРЮГОША (снисходительно). Эх, двоечница, про компьютер она все знает, а как из книжки кого-нибудь позвать…

АНЯ. Причем тут двоечница? У нас в школе этому не учат!

ХРЮГОША. Да? Совсем неправильные у вас школы.

АНЯ. А ты знаешь?.. Научи.

ХРЮГОША. Да проще простого. В книжке картинка с этим Айболитом есть?

АНЯ (ищет в книжке). Кажется, есть. Вот она.

ХРЮГОША. Тогда совсем делать нечего. Берешь книжку (Аня выполняет), смотришь на картинку (Аня выполняет), и представляешь, что картинка оживает.

АНЯ. И все?

ХРЮГОША. И все. А чего бы ты еще хотела?

АНЯ. Не знаю, заклинание какое-нибудь, слово волшебное.

ХРЮГОША. Главное, сомневаться нельзя. Тогда и без заклинания сработает.

АНЯ (пристально смотрит на картинку). А может, все же какое-нибудь словечко волшебное, а то не получается.

ХРЮГОША. Ну, если без словечка не получается… (Придумывает.) Говори три раза «Хрюгоша хороший».

АНЯ (с самым серьезным видом начинающей волшебницы). Хрюгоша хороший. Хрюгоша хороший. Хрюгоша хороший.

Из книжки появляется доктор Айболит.

 

СЦЕНА 6

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Кто больной? Кого лечить?

АНЯ. Получилось…

ДОКТОР АЙБОЛИТ (начинает осмотр Ани). Девочка, на вид лет 7 – 8. Цвет лица – здоровый. Глаза – блестят. Пульс – учащенный.

АНЯ. Да нет, это не меня надо лечить. Я – здорова. Хотя мама у меня и находит все время какие-то болезни, но это ерунда… Ой! Как же я рада, что получилось!!! Я теперь буду разных героев сказок к себе в гости звать.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Если у вас тут все здоровы, то я, извините, пойду, у меня там обезьяны болеют.

АНЯ. Подождите, пожалуйста! У нас есть больной. Вот, Хрюгоша. (Показывает на Хрюгошу.)

ДОКТОР АЙБОЛИТ (осматривая Хрюгошу). А что у него болит?

ХРЮГОША. Все. Но оно не болит. Оно просто – не то.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. То есть как все – не то? Я что-то не очень понимаю.

АНЯ (торопливо, пытаясь объяснить подробно). Понимаете, доктор, я рисовала поросенка, а в это время в задачке улетело два попугая, а я на брата злилась, и очень хотела мультики смотреть, а розовый карандаш сломался, и еще по письму попугай…

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Значит, болеют еще поросенок, брат и два попугая? Это уже пахнет эпидемией.

ХРЮГОША. Она все неправильно объясняет. Ее брат играет в компьютер, а там одни монстры, я туда не хочу. Попугаев в задачке было семь, и я бы к ним с радостью присоединился, если бы Аня нарисовала меня попугаем.

АНЯ. Но нам задали иллюстрацию к сказке «Три поросенка», я не могла рисовать попугая, надо было нарисовать поросенка, точнее, надо было трех поросят.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Ага. Значит, брат и попугаи здоровы, а болеют три поросенка?

ХРЮГОША. Да вовсе не три, а один. И это я.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Вы – поросенок?

ХРЮГОША. Если начинать от замысла, то – да. Но если смотреть на результат, то скорее – нет.

АНЯ. Только не плачь, доктор тебя обязательно вылечит.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Друзья мои, я умею лечить насморк, ветрянку, коклюш, скарлатину, иногда даже грипп. Я знаю, что делать, когда болит голова, живот, нога или рука. Я могу помочь, если у поросенка чешется пятачок или слишком туго закручен хвостик. И когда у попугайчика несмыкание клюва или не блестят перья на крыльях… но в вашем случае…

ХРЮГОША. Что?

АНЯ. Нет?..

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Боюсь, что… я бессилен.

ХРЮГОША. Как же так?

АНЯ. Не может быть…

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Если ничего не болит. А при этом все – не то, это проблема не медицинская, а скорее – философская.

ХРЮГОША. Какая?

АНЯ. Фи-ло-соф-ска-я?

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Простите, но меня ждут больные обезьяны. Разрешите откланяться. (Уходит обратно в книгу.)

 

СЦЕНА 7

ХРЮГОША (повесив нос или что там у него вместо носа). Ну вот, вылечить меня нельзя… Проблема, как он сказал… фисо-фолская… фило-фосская…

АНЯ. Не отчаивайся, если проблема философская, то нам поможет философ.

ХРЮГОША. А кто такой философ?

АНЯ (перебирая книги на столе и на полке). Точно не знаю, но это кто-то очень мудрый, или тот, кто думает с утра до вечера.

ХРЮГОША. О чем думает?

АНЯ. Ну, обо всем.

ХРЮГОША. Обо всем… Если обо всем, тогда годится.

АНЯ. Черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик»… Или вот еще – Сова из «Винни-пуха»… Или Старик Хоттабыч… А вот, Василиса Премудрая… Кого же выбрать?

ХРЮГОША (присоединяется к поискам). Самые мудрые – это змеи. Давай позовем Змея Горыныча. (Показывает найденную страничку в книжке.)

АНЯ. Он же нас съест или огнем спалит.

ХРЮГОША. А нам он весь, трехголовый, и не нужен. Позовем одну только голову, смотри, вот эта, левая, очень даже симпатичная.

АНЯ. Если ты такой смелый, сам зови. А я отойду подальше. (Прячется.)

ХРЮГОША (напряженно глядя в книгу). Левая голова Змея Горыныча, выходи, поговорить надо.

Из книги появляется змеиная голова.

 

СЦЕНА 8

Голова Змея удивленно осматривает комнату, останавливает взгляд на Хрюгоше.

ЗМЕЙ. Это что за чудо-юдо?

ХРЮГОША (преодолевая робость). Я осмелился вас побеспокоить, потому что мне вас доктор прописал, как лекарство.

ЗМЕЙ. Меня, как лекарство?.. Ха-ха-ха!

ХРЮГОША. Но ведь вы же – фисолоф, то есть, философ?

ЗМЕЙ. Тсс! А вот об этом так громко – не надо.

ХРЮГОША. Почему?

ЗМЕЙ. Дело в том, что наша средняя голова все время рвется с кем-нибудь драться. А правая – постоянно хочет есть. И они обе мое стремление к философии считают делом бесполезным.

ХРЮГОША. Они ничего не понимают, вы очень даже полезны. Если существуют философские проблемы, значит, без философов просто не обойтись.

ЗМЕЙ. Ты и вправду так думаешь?

ХРЮГОША. Змей – на востоке символ мудрости.

ЗМЕЙ. Мне нравятся твои речи, маленькое дерзкое чудо-юдо. И пока две мои другие головы куда-то подевались, я готов тебе помочь. (Принимает философское выражение морды.) Излагай свою проблему.

ХРЮГОША. У меня ничего не болит. Но при этом все – не то, то есть не так, в смысле, не такое.

ЗМЕЙ. А тебе случайно не кажется, что ты – такой, как надо, а вот мир вокруг совсем неправильный?

ХРЮГОША. Да нет, что вы! Мир вокруг – замечательный. Сказок много чудесных, картинки в книжках красивые, дети уроки делают.

Аня в своем убежище виновато вздыхает.

ЗМЕЙ. В таком случае, с философской точки зрения, с тобой все в порядке.

ХРЮГОША. Но я даже точно не знаю: кто я?

ЗМЕЙ. О! Я поздравляю тебя! С этого вопроса начинается путь к мудрости.

ХРЮГОША. Так что же мне делать?

ЗМЕЙ (в эйфории от собственных философских высказываний). Я буду иногда навещать тебя для философских бесед. А теперь мне пора, пока две мои глупые головы не прогневались на меня за мое отсутствие. (Исчезает туда, откуда появился.)

 

СЦЕНА 9

Аня появляется из своего укрытия.

АНЯ. Философия – это еще труднее, чем математика. Я ничегошеньки не поняла.

ХРЮГОША. Честно говоря, я тоже.

Пауза.

АНЯ. Прости меня, Хрюгошечка…

ХРЮГОША. Да ладно, ты же не нарочно.

АНЯ. Я не должна была торопиться. Но мне так хотелось посмотреть мультики… (Начинает плакать.)

ХРЮГОША (обижается). Это я должен плакать, а ты меня утешать!

АНЯ. Да, конечно… но я не знаю, что теперь делать…

ХРЮГОША. Давай думать вместе!

АНЯ. Давай.

Думают изо всех сил. Неожиданно в комнату входит Саня, Аня в последнюю минуту успевает закрыть собой Хрюгошу.

САНЯ. Там мультики начинаются, между прочим… Как твои уроки?

АНЯ. Уроки?.. Совсем немножко осталось…

САНЯ (снисходительно). Давай посмотрю. Может, и выпущу тебя… там твой любимый, про Чебурашку.

АНЯ. Про Чебурашку?.. Чебурашка!!! Вот кто нам нужен… (Брату.) Я сейчас, сначала доделаю уроки.

САНЯ. Что с тобой? Ты не заболела? Я – добрый. Я тебя выпускаю! Не поняла, что ли?

АНЯ. Нет, все в порядке, поняла. Я скоро приду, я быстро…

САНЯ. Ну-ну… (В недоумении выходит.)

АНЯ. Чебурашка! Ну, конечно… Он ведь тоже был не пойми кто. Он нам поможет. (Бросается искать книжку.) Ну, где же? Где же? Где она… (Вынимает книги из всех полок, ящиков стола, книжных шкафов, если таковые имеются.)

ХРЮГОША (обрадовано). А… А как она выглядит, эта чебурашка? Она похожа на меня?

АНЯ. Ой, я, кажется, эту книжку в школу отнесла и кому-то почитать отдала… Кто же знал… А может, через телевизор, с экрана?

ГОЛОС САНИ. Ну, ты чего, зубрилка, совсем, что ли, смотреть не будешь?

Дверь распахивается, на пороге комнаты появляется Саня. Хрюгоша не успевает спрятаться. Старший брат в полном ужасе застывает при виде непонятного существа. Пауза.

 

СЦЕНА 10

АНЯ. Санечка! Ты только не сердись… Я не хотела… у меня это случайно получилось… (Хрюгоше.) Я – за Чебурашкой! Я быстро, а то мультик закончится. (Выбегает.)

САНЯ. А-а… О-о… У-у… Ы-ы…Э-э…

ХРЮГОША. Да-да, я с вами абсолютно согласен. Если бы я увидел себя со стороны, я бы сказал то же самое.

САНЯ. Э-э… Ы-ы… У-у… О-о… А-а…

ХРЮГОША. Пожалуйста, не сажайте меня в компьютер. Там монстры, а я их боюсь… (Вздыхает.)

САНЯ. Да… да… да сам ты монстр…

ХРЮГОША. Я не монстр! Я… Я просто неизвестно кто.

АНЯ (возвращается расстроенная). С телевизором никак не получается, там все время все двигаются, и никак не сосредоточишься… а тут еще экран заморгал. И, как назло, я не помню, кому я книжку ту отдала…

САНЯ (указывая на Хрюгошу). Что? Это? Такое?

АНЯ. Я рисовала поросенка, а в уме считала попугаев… Нам очень нужен Чебурашка, а я не помню, кому книжку… Сань, может, ты наладишь телевизор, а?

САНЯ. Телевизор я, может, и налажу, но чтобы этого безобразия (кивает на Хрюгошу) через пять минут здесь не было! (Выходит, хлопая дверью.)

Пауза.

АНЯ (передразнивает брата). Чтобы через пять минут… Раскомандовался.

ХРЮГОША (обречено). А где же должно быть «это безобразие»? Через пять минут… У меня ведь нет своей сказки…

АНЯ. Только, чур не плакать! Что-нибудь придумаем… На вот, посмотри картинки (дает ему детские журналы), я сейчас… (Выходит вслед за Саней, из соседней комнаты слышны голоса ссорящихся брата и сестры.)

 

СЦЕНА 11.

Хрюгоша некоторое время прислушивается к звукам ссоры, потом начинает механически листать журнал, затем все больше заинтересовывается красивыми картинками, останавливается на одной.

ХРЮГОША. Как много девочек и мальчиков! Все очень внимательно куда-то смотрят, улыбаются, хлопают в ладоши… А, это, наверное, зрители в театре… Какие у них добрые глаза! Они бы мне обязательно помогли… Так, я их сейчас сюда позову из журнала. (Пристально смотрит на картинку.) Мне нужна ваша помощь, приходите! (Смотрит в зал.) Ой, как здорово! Вот вы и здесь… Здравствуйте… А вы тут еще симпатичнее, чем на картинке! Я вас не очень отвлек от ваших дел?.. Только вы тсс-с! Не очень шумите, а то у Ани старший брат… очень сердитый.

Появляется Доктор Айболит.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Я дал лекарства обезьянам и вернулся. Хотя я и не понимаю, как вас лечить, но врач не имеет права оставлять больного без помощи.

ХРЮГОША. Доктор! Как здорово, что вы пришли! Посмотрите, сколько девочек и мальчиков, вместе мы обязательно что-нибудь придумаем…

ДОКТОР АЙБОЛИТ (озабоченно). Тут уже эпидемия? Ваша болезнь оказалась заразной?

ХРЮГОША. Да нет, дети здоровы, они пришли мне помочь.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Насколько они здоровы, надо обязательно проверить! (Спускается в зал, начинает проверять, насколько здоровы дети: кому-то щупает пульс, кому-то заглядывает в глаза, кого-то просит открыть рот, кого-то слушает фонендоскопом.) Ваша болезнь – неизвестный науке феномен, мы не знаем, передается ли она воздушно-капельным путем… Вы поступили очень опрометчиво, пригласив сюда детей. (Продолжает медицинский осмотр.)

ХРЮГОША. Доктор, но у меня ничего не болит, я просто… неизвестно кто.

ДОКТОР АЙБОЛИТ (детям в зале, не обращая внимания на Хрюгошины протесты). Дышите. Не дышите. Угу… Так… Глаза горят. Бантики завязаны правильно. Ну-ка, похлопайте в ладоши… Хорошо, хлопают дружно… Похоже, действительно, дети здоровы.

Появляется Левая голова Змея Горыныча.

ЗМЕЙ. Две мои глупые головы уснули, и я решил продолжить приятное общение на философские темы.

ХРЮГОША. Ну, если и мудрая голова Змея Горыныча здесь, мы обязательно что-нибудь придумаем…

В соседней комнате слышны голоса брата и сестры, входит грустная Аня.

СЦЕНА 12

АНЯ. Откуда только берутся такие вредные мальчишки! Подумаешь, маме он все расскажет, ябеда… а мама, между прочим, совсем не такая вредная и тоже когда-то была девочкой! А папа – вот папа девочкой не был… Но и он не такой вредный, как этот Санька. (Замечает кучу народа в ее комнате.) Ой… Доктор Айболит…

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Здравствуйте.

АНЯ. Змей Горыныч…

ЗМЕЙ. Левая голова, позвольте заметить.

АНЯ (глядя на детей в зале). А это кто?

ХРЮГОША. Это зрители в театре. Я их вот в этом журнале нашел.

ГОЛОС САНИ. Пять минут истекло, ты разобралась со своим чудовищем?!

АНЯ (кричит в сторону невидимого брата). Сейчас разберусь! (Всем.) Друзья! Надо срочно что-то придумать…

Если в зале возникают предложения, их выслушивают и обсуждают. Возможно, возникают идеи о зоопарке, цирке.

ЗМЕЙ. Подождите! Мы все время говорим о будущем нашего друга…

АНЯ. Ну да.

ЗМЕЙ. Чтобы иметь светлое будущее, надо сначала придумать прекрасное прошлое!

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Я не очень понимаю, о чем вы говорите.

ЗМЕЙ (многозначительно). Мы должны написать сказку о том, как он появился, и что с ним приключилось.

ХРЮГОША. И у меня будет своя сказка?

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Так давайте срочно писать сказку!

Аня бросается к столу, берет чистую тетрадку, ручку, готовится записывать.

АНЯ. С чего начинать?

ЗМЕЙ. С начала.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. А что было сначала?

Если никто из зрителей не подсказывает. Аня вспоминает сама.

АНЯ. Я хотела смотреть мультики, а Санька заставлял меня делать уроки…

ЗМЕЙ. Вот так и запишем: однажды девочка Аня, ученица…. В каком ты классе учишься?

АНЯ (записывая начало). Во втором «Б».

ЗМЕЙ. …ученица второго класса «Б» не хотела делать уроки, а хотела смотреть телевизор.

Аня хочет что-то возразить, но передумывает и послушно записывает.

ДОКТОР АЙБОЛИТ (к залу). А что было дальше?

Текст, который записывает Аня, может несколько варьироваться в зависимости от подсказок зала, но общий смысл его остается: пересказ всего, только что случившегося на сцене.

ЗМЕЙ (диктует). Старший брат поставил условие: сначала сделать все уроки.

АНЯ. Но мультики должны были вот-вот начаться…

ДОКТОР АЙБОЛИТ (в зал). Сколько времени оставалось?

Дети отвечают.

ЗМЕЙ (диктует Ане). За десять минут ученица второго «Б» класса решила сделать все уроки. (Аня записывает.)

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Но я пока не понимаю, а причем тут наш друг?

АНЯ. По рисованию задали иллюстрацию к сказке «Три поросенка»…

ХРЮГОША. А по математике была задачка про попугаев.

ЗМЕЙ (в зал). Итак, ученица второго класса «Б» рисовала… Кого?

Дети подсказывают. Аня записывает.

ЗМЕЙ. А думала в это время…

Дети подсказывают. Аня записывает.

ХРЮГОША. Еще у нее розовый карандаш сломался.

АНЯ. А времени оставалось очень мало, и я… то есть, она – мы ведь про сказочную девочку пишем? Она не стала его чинить, а дорисовала поросенка зеленым.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. И получился ни Хрюша, ни Гоша, а…

Дети подсказывают. Аня записывает.

ЗМЕЙ (диктует). Хрю-го-ша. (Размышляет.) Хрюгоша – по-моему, очень симпатичное имя. Итак, появился Хрюгоша!

ХРЮГОША. Не совсем, меня Аня еще немножко дорисовывала.

АНЯ. Зашел Саня, и Хрюгоша спрятался обратно, в альбомный лист.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Значит, Хрюгоша родился со второй попытки.

ЗМЕЙ. Главное – имя! Если есть имя – значит, ты существуешь!

ХРЮГОША. Урра! Я – существую!

ВСЕ ВМЕСТЕ (Скандируют и хлопают с ладоши). Хрю-го-ша! Хрю-го-ша!

ДОКТОР АЙБОЛИТ (в зал). А дальше?

Дети подсказывают. Аня записывает. Змей диктует.

ЗМЕЙ. Хрюгоша научил Аню приглашать в гости сказочных героев и просить у них помощи. Сначала пришел… Кто? (Зал подсказывает.) Доктор Айболит. (Доктор раскланивается.)

ХРЮГОША. Потом… Кто? (Зал подсказывает.) Левая голова Змея Горыныча. (Голова Змея раскланивается.)

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Потом хотели позвать… Кого? (Зал подсказывает.) Чебурашку.

ЗМЕЙ. А почему не позвали? (Зал подсказывает.) Потому что Аня не нашла книжку.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. А дальше?

ЗМЕЙ. В комнату вбежал… Кто? (Зал подсказывает.) Старший брат нашей сказочной Ани, Хрюгоша не успел спрятаться, Саня его увидел и… Что сделал? (Зал подсказывает.) Сначала испугался, а потом потребовал… Что? (Зал подсказывает.) Разобраться с «этим чудовищем».

ХРЮГОША. А я теперь не чудовище, я теперь – Хрюгоша. И у меня скоро будет своя сказка!

АНЯ. Аня пошла поговорить с братом. А чтобы Хрюгоша не скучал, оставила ему… Что? (Зал подсказывает.) Журнал с картинками.

ХРЮГОША. В этом журнале были… Кто? (Зал подсказывает.) Зрители в театре.

ЗМЕЙ. И все мы вместе решили… Что сделать? (Зал подсказывает.) Написать про Хрюгошу сказку.

АНЯ (пишет). Написать сказку, точка. Есть. Дальше?

ЗМЕЙ. Вот мы ее и написали!

ХРЮГОША. Как? Уже все? А мне так понравилось!

ЗМЕЙ. Это может быть только начало приключений, так сказать – первая серия.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Если вы только сегодня родились, то ваши приключения – в самом начале!

АНЯ. А если он сегодня родился, то мы можем праздновать его День Рождения!

ХРЮГОША. Вот это здорово, я всех приглашаю к себе на День Рождения!

Входит Саня.

 

СЦЕНА 13

САНЯ. Что за шум? Почему это чудище еще здесь? (Глядя в зал). А это кто такие?

АНЯ. Это – не чудище, это – Хрюгоша! Мы про него только что сказку сочинили!

ХРЮГОША. А это все мои друзья. Они пришли ко мне на День Рождения.

АНЯ (торжественно вручает брату написанную сказку). Вот, читай, если не веришь!

ХРЮГОША. И давайте с нами вместе праздновать мой День Рождения.

Звучит музыка. Герои сказки поздравляют Хрюгошу с Днем Рождения. Саня читает сказку.

АНЯ. А я больше никогда не буду торопиться делать уроки, потому что…

ЗМЕЙ. Поспешишь – людей насмешишь.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Но мы не прощаемся, потому что наши приключения только начинаются

Музыка вовлекает всех героев в общий танец.

 

К о н е ц  1  ч а с т и

 

 

 

1 часть предполагает продолжение приключений Хрюгоши и его друзей, дополнение новыми «сериями». Как вариант продолжения – 2 часть «Хрюгоша потерялся».

Но также возможен и выход героев в зал для проведения вместо 2 части спектакля игровой программы.

2-ая часть может играться, как самостоятельный одноактный спектакль

 

 

 

Часть 2. ХРЮГОША ПОТЕРЯЛСЯ

 

Действующие лица:

Хрюгоша – существо, похожее одновременно на поросенка и на попугая.

Зоя Ивановна – ничейная бабушка.

Аня – ученица 2-ого класса «Б».

Сережа – Анин одноклассник.

Доктор Айболит.

Левая голова Змея Горыныча.

 

СЦЕНА 1

Детская площадка. Лавочки, качели, песочница, мусорные тумбы. Пожилая женщина (Зоя Ивановна) в бедной одежде с палочкой, с большой сумкой ходит по площадке. Заглядывает под лавочки, в мусорки, что-то ищет. Около песочницы находит пустую бутылку, поднимает ее, осматривает. Убедившись, что бутылка целая, аккуратно вытирает ее тряпочкой и кладет в сумку, продолжает поиски. Отбрасывает газету с дугой предполагаемой бутылки в песочнице, застывает в недоумении.

После паузы.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Смешная игрушка. Не то попугай, не то поросенок, надо же… Какой-то малыш потерял, надо бы на видное место положить. (Наклоняется к игрушке.)

ИГРУШКА (во сне). Нет, нет! Не надо! Аня, Аня! Где ты?

ЗОЯ ИВАНОВНА (отдергивая руку). Ничего себе, говорящая игрушка. Я и дотронуться не успела. Наверное, с фотоэлементом. Или… с дистанционным управлением (Оглядывается вокруг в поисках хозяина игрушки.) А может, показалось… (Берет игрушку в руки, тут же роняет, потому что игрушка истошно кричит.)

ИГРУШКА. Нет! Нет! Не надо… Не-е-е… (Просыпается.)

ЗОЯ ИВАНОВНА (невидимому хозяину). Я только хотела на видное место положить. Но если нельзя… Я думала, кто потерял… Простите… Я вообще игрушками не интересуюсь, я бутылки только пустые…

ИГРУШКА. А вы меня собакам не отдадите?

Пауза.

ЗОЯ ИВАНОВНА (в полном недоумении.) Что? Каким собакам?

ИГРУШКА. Зубастым.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Да тут нет никаких собак, ни зубастых, ни беззубых.

ИГРУШКА (опасливо приподнимается с земли, озирается). Это хорошо… А мальчишки есть?

ЗОЯ ИВАНОВНА (глядя в зал). Мальчишки есть, но они на другой стороне улицы и вполне симпатичные… (Вдруг опомнившись.) Подожди, подожди… А ты что же, сам разговариваешь? Или все же дистанционное управление?

ИГРУШКА. Конечно сам, какое еще управление!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Ага… Сам… Ну да… Сегодня передавали – повышенная солнечная активность, пятна всякие, магнитные бури, давление… Должно быть… Ладно, я пойду… (Усаживает игрушку на скамейку, пытается удалиться.)

ИГРУШКА. Подождите! А познакомиться?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Говорящая игрушка предлагает мне познакомиться… Ха-ха… Если я кому-нибудь об этом расскажу, меня сошлют в сумасшедший дом… Если расскажу… А я не буду никому ничего рассказывать.

ИГРУШКА. Меня зовут Хрюгоша. А вас?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Ха-ха-ха… Очень приятно. А меня Ивана Зоевна, то есть Зоя Иванановна, то есть, Ивановна Зоя… Приятно очень, всего доброго… (Пытается уйти.)

ХРЮГОША. Зоя Ивановна! Куда же вы? Мы ведь только что познакомились!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Я просто никогда раньше не разговаривала с игрушками, и мне как-то… неловко.

ХРЮГОША. Никогда?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Никогда! Хотя… Когда я была маленькой девочкой… Да-да, точно, я вспомнила: когда я была маленькой девочкой, я только и делала, что болтала со своими куклами.

ХРЮГОША. Ну вот, видите!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Значит, я не сошла с ума, а просто впала в детство. Это меняет дело… это совсем другой диагноз!

ХРЮГОША. А вы были девочкой?

ЗОЯ ИВВАНОВНА (вздыхая). И кажется, совсем недавно.

ХРЮГОША. Когда? Вчера?

ЗОЯ ИВАНОВНА (смеется). Почти.

ХРЮГОША. Здорово! Тогда я буду говорить вам «ты». И просто «Зоя».

ЗОЯ ИВАНОВНА (закашливается). Мне тысячу лет никто не говорил просто Зоя…

ХРЮГОША. А как тебя называли?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Зоя Ивановна или баба Зоя.

ХРЮГОША. Бабазоя, бабазоя, бабазоя! А ничего, мне нравится.

ЗОЯ ИВАНОВНА (обращаясь к ребенку в зале, шепотом). Мальчик, извини, скажи, вот это розово-зеленое странное существо действительно со мной разговаривает? Да? Точно? Спасибо… Только, тс-с! Чтобы взрослые не услышали. Взрослым такие вещи говорить нельзя, все равно не поверят.

ХРЮГОША. Бабазоя, а ты не знаешь, где Аня?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Какая Аня?

ХРЮГОША. Такая маленькая. С косичками и веснушками.

ЗОЯ ИВАНОВНА (осматривая детей в зале). Тут много девочек, может и твоя Аня здесь, посмотри сам. (Берет Хрюгошу на руки. Поднимает так, чтобы ему хорошо был виден зал.)

ХРЮГОША (после тщательного высматривания). Нет, моей Ани здесь нет. Значит, надо идти ее искать. Бабазоя, ты мне поможешь?

ЗОЯ ИВАНОВНА. А кто такая, эта Аня?

ХРЮГОША. Ой, я совсем забыл, что мы только что познакомились, и ты совсем ничего не знаешь… Садись и слушай. Значит, так… С чего же начать?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Начинай с самого начала.

ХРЮГОША. Вообще-то Аня хорошо учится, и уроки всегда делает аккуратно, но в тот день ей очень хотелось посмотреть мультики. Понимаешь?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Пока да. Вполне.

ХРЮГОША. А ее старший брат сказал, что сначала уроки, а до мультиков оставалось всего десять минут! А задания – и по математике, и по русскому, и по чтению, и по рисованию.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Да-а, за десять минут четыре урока приготовить…

ХРЮГОША. В том то и дело! Вот, Аня и начала торопиться. Она рисовала поросенка, а в это время в задачке улетело два попугая, а она еще на брата злилась, тут розовый карандаш сломался, остался только зеленый, и еще по письму попугай…

ЗОЯ ИВАНОВНА. Стоп. Что-то я запуталась. Давай еще раз по порядку.

ХРЮГОША. Аня начала рисовать меня поросенком, это по рисованию задали.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Так.

ХРЮГОША. А по математике была задачка про попугаев. Было семь, два улетело, сколько попугаев осталось.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Пять.

ХРЮГОША. Пока Аня попугаев считала, она забыла, кого рисует по рисованию, а карандаш остался только зеленый. Ну, кого зеленым карандашом можно нарисовать?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Крокодила.

ХРЮГОША. Так в задачке-то были попугаи!

ЗОЯ ИВАНОВНА. А, ну тогда, крокодил отменяется.

ХРЮГОША. И получился я. Теперь понятно?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Теперь понятно. Только, если тебя Аня дома нарисовала, почему ты здесь, и без Ани?

ХРЮГОША (вздыхает). Наверное, я сам виноват, но…

 

Издалека раздается лай собак. Хрюгоша пугается, прячется. Лай прекращается.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Ну что ты, глупенький? Что ты так испугался?

ХРЮГОША. Мы с Аней пошли погулять, ну и как-то так случилось, что… поссорились. Эх, из-за чего даже не помню. Я ей сказал, что прекрасно обойдусь без нее, а она сказала, что нарисует себе нового друга. И ушла.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Да, нехорошо.

ХРЮГОША. Глупо получилось. Хотел бежать просить прощения, а тут мальчишки… Они стали смеяться, кричать, что я уродец и бросили меня собакам. А те меня и лапами, и зубами… Хорошо, что я несъедобный! Может, собаки и не хотели меня съесть, а только играли. Но все равно страшно… А потом я спрятался здесь, в песочнице, и заснул.

ЗОЯ ИВАНОВНА. А потом?

ХРЮГОША. А потом ты меня нашла. Все. Теперь ты все знаешь.

 

Появляется мальчик Сережа

СЕРЕЖА. Эй ты, нищенка, отдай мою игрушку!

ХРЮГОША. Не отдавай Бабазоя, не отдавай меня, он был с теми, которые меня собакам бросили.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Не очень-то Вы, молодой человек, вежливы.

СЕРЕЖА. Это моя игрушка! Я вот папе пожалуюсь. Он с тобой, знаешь, что сделает!

ХРЮГОША. Не отдавай, Бабазоя!

ЗОЯ ИВАНОВНА (Хрюгоше шепетом). Не бойся, все будет хорошо. (Сереже). А кто у нас папа? Бандит что ли?

СЕРЕЖА. Почему бандит?! Он – начальник!

ЗОЯ ИВАНОВНА. А-а-а… (С иронией.) Ну, тогда мне боятся нечего, все начальники – добрые и справедливые.

СЕРЕЖА. Отдай мою игрушку!!!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Хрюгоша – не игрушка, он – Анин друг.И твой папа – справедливый начальник – скажет тебе, что друзей отдавать нельзя.

СЕРЕЖА (сбитый с толку). Так в том то и дело, что эта Анька… Ох уж, эта Анька!..  (Спохватившись, придумывает.) Короче, это она меня и послала, чтобы я ей эту игрушку принес.

ХРЮГОША. Ты знаешь Аню? Где она живет? Я дом не запомнил, а мне ее обязательно надо найти! Она на меня больше не сердится?

СЕРЕЖА. Она… Это… Она просила говорящую игрушку ей принести.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Тогда пойдем все вместе. Куда идти?

ХРЮГОША (обрадовано). Точно, вместе!

Собираются идти.

СЕРЕЖА. Э-э-э… Нет!.. Старухе нельзя.

ХРЮГОША. Почему?

СЕРЕЖА. Ее в дом не пустят, там охрана, туда нищих не пускают.

Пауза. Зоя Ивановна и Хрюгоша переглядываются.

ХРЮГОША. А что значит «нищих»?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Потом объясню. Что-то я боюсь тебя с ним отпускать.

ХРЮГОША. Но он говорит, что его Аня послала.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Но ведь он был с теми, которые тебя собакам бросили.

ХРЮГОША. Правда… Я и забыл…

СЕРЕЖА. Долго мне еще ждать!.. А то опоздаем. Аня сегодня на дачу уезжает на все каникулы.

ХРЮГОША. Как уезжает? Без меня?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Идемте быстрее! Если меня в дом не пустят, мы Ане с улицы, от подъезда покричим.

СЕРЕЖА. А у нее окна во двор.

ЗОЯ ИВАНОВНА. А мы со двора покричим.

СЕРЕЖА. Противная старуха! Все мне испортила! Ну и ладно, все-равно Аня сегодня уедет, (Хрюгоше) а тебя, Гохрюша, я все равно достану… (Убегает.)

ХРЮГОША. Подожди!.. Стой! Адрес Анин скажи… Адрес…

Пауза.

Ничего не понимаю…

ЗОЯ ИВАНОВНА. Пойдем сами твою Аню искать. Если дом с охраной, то это туда (показывает направление). Богатые дома там.

ХРЮГОША. Неужели Аня без меня уедет? Идем быстрее, идем, Бабазоя!

Хрюгоша и Зоя Ивановна через зал уходят искать Аню. Как только они исчезают. С другой стороны появляется девочка с веснушками и косичками – Аня. Что-то ищет. Следом за ней появляется Сережа. Внимательно следит за девочкой.

 

СЕРЕЖА (наиграно безразлично). Привет, чего ищем?

АНЯ. Ой!.. Привет, Сережка, ты меня напугал.

СЕРЕЖА. Пугливая что ли?

АНЯ. Да ну тебя. Я Хрюгошу ищу.

СЕРЕЖА. Какого еще Гохрюшу?

АНЯ. Не Гохрюшу, а Хрюгошу. Я про него еще в школе рассказывала, помнишь, а учительница не поверила.

СЕРЕЖА. Как раз в тот самый день, когда была контрольная. И ты мне списать не дала. Как же, как же, помню…

АНЯ. Мы с ним поссорились, а теперь он потерялся… (всхлипывает).

СЕРЕЖА. Я из-за тебя, между прочим, за ту контрольную двойку получил. А ты пятерку.

АНЯ. За какую контрольную? А, ну да… А мы сегодня на дачу уезжаем, как же я без Хрюгоши поеду? Он без меня пропадет, он ведь сказочный.

СЕРЕЖА (небрежно). Видел я твоего Гохрюшу…

АНЯ. Где? Когда?

СЕРЕЖА (придумывает). Его один мальчик подобрал и унес. Еще сказал, что он куда-то далеко уезжает, ага.

АНЯ. Какой мальчик?

СЕРЕЖА. Большой, взрослый.

АНЯ. Большой мальчик? Может быть, это Саша, мой брат?

СЕРЕЖА. Да нет, другой, чужой мальчик.

АНЯ. Сашка еще утром на дачу поехал, может, это он Хрюгошу нашел и на дачу увез?

СЕРЕЖА (сообразив, что такой поворот его устраивает). Ну конечно, Сашка, как же я твоего брата не узнал! Да точно, он!

АНЯ (радостно). Так значит, меня Хрюгоша на даче ждет! А его тут ищу… Ну. Сашка! Ничего мне не сказал… Спасибо, Сережа! Спасибо тебе! Пока…

Убегает.

СЕРЕЖА (потирает руки, злорадно). Пожалуйста!.. Езжай на свою дачу! Ищи там своего Гохрюшу! Теперь-то уж точно не найдешь… (Сквозь зубы.) Отличница… Тьфу!

Видит возвращающихся Зою Ивановну и Хрюгошу, убегает.

 

Появляются Хрюгоша и Зоя Ивановна.

ХРЮГОША. Нет, у Ани совсем-совсем другой дом был. И дворы там другие.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Ну, вспомни хоть что-нибудь: магазин, автобусная остановка, школа…

ХРЮГОША (Хрюгоша обречено качает головой). Была бы у меня Анина фотография, я бы ее по фото сюда вызвать мог. А без картинки я только сказочных героев вызывать могу.

ЗОЯ ИВАНОВНА (скептически оценивая последние слова). Вот что. Пойдем пока ко мне, а там что-нибудь придумаем.

ХРЮГОША. К тебе?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Я одна живу, будешь мне вместо внука. Комнатка у меня маленькая, но нам хватит. Вот только соседи… Днем они на работе, а вечером…

ХРЮГОША. А я буду обычной игрушкой прикидываться.

ЗОЯ ИВАНОВНА (смеется). Пусть думают, что бабка на старости лет в игрушки играет.

ХРЮГОША. Пойдем, Бабазоя.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Пойдем, внучек Хрюгошенька.

 

СЦЕНА 2

Маленькая комнатка в коммунальной квартире. Чистенькая, бедно обставленная. Входят Зоя Ивановна и Хрюгоша.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Ну вот, тут я и живу. Располагайся, будь, как дома. Выбирай себе угол.

Хрюгоша осматривается, изучает обстановку.

ХРЮГОША. А почему у тебя так мало вещей?

ЗОЯ ИВАНОВНА. А зачем много? Мне хватает.

ХРЮГОША. Ну и правильно. А если чего не хватает, так надо нарисовать. У тебя карандаши есть?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Карандаши… (Ищет.) Где-то был один простой карандаш и ручка.

ХРЮГОША. А цветные?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Цветных нет. Но я могу купить. (Задумывается) Завтра. Завтра дадут пенсию, и я куплю тебе карандаши.

ХРЮГОША. А сегодня нельзя?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Извини, сегодня не получится, сегодня денег нет.

ХРЮГОША. Ну, завтра, так завтра. Мы нарисуем вазу с цветами, уютное мягкое кресло, торшер… (показывает, где все это будет стоять.) Еще можно зеркало, ковер…

ЗОЯ ИВАНОВНА. Для таких грандиозных планов нужны, наверное, какие-нибудь волшебные карандаши.

ХРЮГОША. Да нет, карандаши могут быть любые. Главное, надо верить, что чудеса – обычное явление, дело житейское. Как говорит мой приятель Карлсон, который живет на крыше.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Карлсон – твой приятель?

ХРЮГОША. Ну да, а что такого?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Просто я считала, что Карлсона выдумала шведская писательница Астрид Линдгрен.

ХРЮГОША. Ну, до чего же непонятливый народ, эти взрослые! Конечно же, она его выдумала! Именно поэтому он теперь существует. Меня вот выдумала Аня, хоть и случайно. И вот он я! Скажешь, что меня нет?..

ЗОЯ ИВАНОВНА (недоверчиво). Так что же теперь, и все герои сказок…

ХРЮГОША. Ну да. И не только сказок, но и повестей там, романов.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Романов? Вот это да… Это, получается, что… И Дон Кихот, и Робинзон Крузо, и Евгений Онегин, и Гамлет… (Ошарашено.) Они что тоже…

ХРЮГОША. Слушай, если ты найдешь книжку с картинками, то мы сможем любого из них вызвать к себе в гости. (Бросается к книгам.)

ЗОЯ ИВАНОВНА. Нет-нет, не надо! Спасибо. На сегодня мне тебя одного достаточно.

ХРЮГОША. Бабазоя, что ты так испугалась?

ЗОЯ ИВАНОВНА. И вообще пора обедать. (Открывает шкафчик, где по идее должны быть продукты. Там лежит только полупустая пачка макарон.) Завтра. Завтра у нас будет настоящий обед. А пока… Ты ешь макароны?

ХРЮГОША. Не знаю, не пробовал. Наверное, да, я ведь наполовину поросенок. А поросята, кажется, всеядные.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Вот и хорошо, тогда я пошла варить макароны. (Собирается идти на кухню.)

ХРЮГОША. Бабазоя!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Что?

ХРЮГОША (грустно). Ты совсем не веришь в чудеса?

ЗОЯ ИВАНОВНА (пожимает плечами). Хотела бы верить… Но… (Собирается уходить.)

ХРЮГОША. Бабазоя!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Что, милый?

ХРЮГОША. А что такое «нищие»?

Пауза.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Нищие – это люди, у которых… к обеду нет даже макарон. (Выходит.)

ХРЮГОША. …нет даже макарон. (Обдумывает услышанное) А у нас есть макароны, значит, мы – не нищие… Зачем же тот мальчишка сказал про Бабузою?.. М-да, одному мне тут не разобраться. Пора звать на помощь друзей.

(Хрюгоша закрывает глаза, пытается сосредоточиться, трет глаза лапами, машет ими, будто отгоняя кого-то невидимого.) Что за ерунда, хочу представить Доктора Айболита и левую голову Змея Горыныча, а перед глазами собаки и это мальчишка.

Входит Зоя Ивановна.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Где-то у меня оставалось немного соли. (Ищет в шкафчике, находит, собирается уходить.) Скоро пойдешь мыть руки, в смысле лапки или что у тебя там.

ХРЮГОША. Бабазая! Срочно представь себе доктора Айболита и левую голову Змея Горыныча.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Чего представить?

ХРЮГОША. Ну, представляй Змея целиком, если одну голову трудно. Только сосредоточься на левой голове. Это очень важно!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Зачем это?

ХРЮГОША. Надо! Очень надо! Для меня!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Да у меня не получится…

ХРЮГОША. Ну, ты же была совсем недавно маленькой девочкой!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Хорошо, я попробую.

За ее спиной появляются Доктор Айболит и левая голова Змея Горыныча.

ХРЮГОША. Спасибо! У тебя все получилось!

ЗОЯ ИВАНОВНА. Я пойду, там макароны…

Уходит на кухню. Вновь появившиеся сказочные персонажи бросаются к Хрюгоше.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Приветствую тебя, друг мой Хрюгоша.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Кто больной? Что случилось?

ХРЮГОША. Друзья мои, мне нужна ваша помощь.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Если вопрос философский, вся мощь моего интеллекта в твоем распоряжении.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Температура? Кашель? Насморк? Чесотка?

ХРЮГОША. Во-первых, я поссорился с Аней?

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Аня – это девочка, которая тебя нарисовала?

ХРЮГОША (возбужденно). Я сам во всем виноват, но потом она уехала на дачу… Мне теперь так плохо без нее, и главное, я не могу попросить у нее прощения! (Трагически вздыхает.)

ДОКТОР АЙБОЛИТ. На лицо все признаки маниакально-депрессивного психоза с обостренным чувством вины.

ХРЮГОША. На даче Аня будет до конца каникул.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Детям очень полезно пребывание на свежем воздухе.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Чем же мы можем быть тебе полезны, друг наш, Хрюгоша?

ХРЮГОША (снова вздыхает). Боюсь, что ничем.

Доктор Айболит и Левая голова Змея Горыныча недоуменно переглядываются.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Может быть, валерьянки? Пару капель… Успокаивает. Или, пустырника?

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. В сбивчивой речи нашего друга, Хрюгоши, прозвучало «во-первых», значит, есть еще что-то «во-вторых»?

ХРЮГОША. Да! Конечно! И в этом «во-вторых» вы должны мне помочь. (Прислушивается к звукам на кухне.) В этой комнате живет самая замечательная Зояивановна на свете, ее зовут Бабазоя.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Не очень понятно, но давай дальше.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Она заболела?.. Что у нее болит?

ХРЮГОША. Она не верит в чудеса!

Пауза.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Насколько я осведомлен в данном вопросе, неверие в чудеса – это… Как бы поточнее сказать…

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Это болезнь всех взрослых, и она, увы, не лечится.

ХРЮГОША (волнуясь, ходит по комнате). Мы обязательно должны что-нибудь придумать! Понимаете, у нее на обед одни макароны, и она не может купить цветные карандаши! Таким людям жить без веры в чудеса просто невозможно… Мы обязательно должны ей как-нибудь помочь, ведь если бы только она поверила… Если бы только…(Он неожиданно замолкает увидев кого-то за окном. Пауза.) Кажется, есть идея… Идите сюда. (Друзья подходят к окну.)

Видите мальчика? Вон под деревом… (Из-за дверей слышен голос Зои Ивановны «Хрюгошенька») Быстро прячтесь!

В дверь заглядывает Зоя Ивановна, Доктор Айболит и Левая голова Змея Горыныча мгновенно прячутся.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Хрюгошенька! Ты очень голоден или можешь еще немного подождать?

ХРЮГОША. Конечно, могу. Я даже совсем не голоден, я тут (притворно зевает) вздремнул так сладко и еще посплю.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Вот и здорово! Я тогда к соседке схожу, отнесу ей немного макарон, она совсем старая, сама себе готовить уже не может. Отнесу, пока горячие. Я у нее, немного масла в долг возьму, и варенья к чаю.

ХРЮГОША. Иди, Бабазоя! Иди и привет от меня передай. А потом я для нее тоже что-нибудь нарисую, ты узнай, что ей надо.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Как же я рада, что ты у меня появился…

Уходит. Доктор Айболит и Левая голова Змея Горыныча снова появляются.

ДОТОР АЙБОЛИТ. На вид вполне здоровая старушка.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Очень приятная пожилая леди. Надеюсь, позже мы будем ей официально представлены?

ХРЮГОША (бросается к окну). Очень все удачно складывается. Мальчик на месте, а Бабазоя ушла… Левая голова! Я знаю, что ты самая добрая голова Змея Горыныча, но тебе надо сейчас представить себя правой головой и укусить этого мальчика.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Укусить?!

ХРЮГОША. Понарошку, не по настоящему. А ты, Айболит, должен его напугать, что змеиный яд смертельный, и если немедленно не выпить противоядие, то…

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Летальный исход неизбежен.

ХРЮГОША. Вот-вот! Летальный исход!

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Что-то мне не очень нравится вся эта затея…

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Я слышал, что дети – цветы жизни. Обманывать мальчика нехорошо.

ХРЮГОША (смотрит в окно, нервничает). Это не просто мальчик, это тот самый мальчик… Друзья! Я потом вам все объясню, а сейчас надо торопиться! Поверьте мне! Вы должны привести его сюда, а затем выполнять, все, что я скажу и ничему не удивляться.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Ну, ладно. Если это не повредит здоровью ребенка, то я согласен.

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Вообще то я философ, а не какой то там актеришка… Но если просит друг, придется сыграть коварного и хитрого змея.

Друзья уходят. Хрюгоша хватает простой карандаш, который дала ему Зоя Ивановна, срочно что-то рисует. Временами бросает взгляд на события за окном.

ХРЮГОША. Как не хватает цветных карандашей!.. Так, молодец, Левая голова, хорошо сыграл… Как же эти тюрбаны рисуются, забыл, ай-яй-яй… Доктор, кажется, читает лекцию о змеиных ядах… Все по плану… Ну, что нарисовал, то и будет… Главное, успел.

 

Напряженно смотрит на свой рисунок, появляется странная одежда разных оттенков серого цвета, Хрюгоша немедленно в нее облачается, становится отдаленно похожим на восточного факира, но стальные тона одежды придают его виду зловещий оттенок. Но в сочетании с розово-зеленой мордочкой в целом смешно.

Первым в комнату возвращается Левая Голова Змея Горыныча, Следом входят Сережа и Доктор Айболит. Все застывают при виде фантастического облика Хрюгоши…

ХРЮГОША (голосом присяжного заседателя). Господин Доктор! Дайте обвиняемому противоядие и приступим.

СЕРЕЖА. Чего?.. К чему приступим?

ХРЮГОША. К суду, молодой человек. К суду! Вы обвиняетесь по статье №278 дробь 394 всемирного волшебного кодекса.

СЕРЕЖА. Какого кодекса?..

ХРЮГОША. Вы обвиняетесь…

СЕРЕЖА. Поклеп, я не виноват, мы так не договаривались! (Ретируется к дверям, путь ему преграждает Левая голова Змея Горыныча)

ХРЮГОША. Попытки к бегству усугубляют вину. Итак, вы – обвиняетесь в покушении на честь самой знаменитой волшебницы всей Восточной Европы и половины Азии Базоя Базо Ябабы.

СЕРЕЖА. Кого?

ХРЮГОША. Базоя Базо Ябаба – великая и могущественная волшебница! Баба Яга – ее младшая сестренка, непутевая правда, зато знаменитая. Небезызвестная Мэри Поппинс – племянница. Великий Мерлин – в приятелях. Даже лорд Волан де Морт старается ее не сердить, на всякий случай.

СЕРЕЖА. Ой…

ДОКТОР АЙБОЛИТ (тихо). Валерьяночка мальчику не помешает. (Сереже) Вот ваше противоядие, господин… Мы до сих пор не знаем вашего имени.

СЕРЕЖА. Се-се-се-сережа…

Доктор Айболит поит Сережу валерьянкой.

ХРЮГОША. Итак, господин Сережа, сегодня вас будут судить трое наисправдливейших судей всемирного волшебного сообщества. Председатель суда я – господин Ашогюрх, мой медицинский помощник, доктор Тилобай, и наша военизированная охрана – господин Гмей Зорыныч.

СЕРЕЖА (всхлипывает). Я не видел вашей волшебницы, тут какая-то ошибка, отпустите меня, пожалуйста…

ХРЮГОША. Сегодня в 12 часов 30 минут по местному времени в районе детской площадки с песочницей и качелями вы имели неосторожность назвать многоуважаемую Базоя Базо Ябабу нищенкой.

СЕРЕЖА. А-а-а. Так я сразу сказал, что ошибка… То вовсе никакая не волшебница, что вы, я эту старуху давно знает, она часто у нас во дворе бутылки собирает.

ХРЮГОША. Маскарад!!!

СЕРЕЖА. Не понял.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Мас-ка-рад.

СЕРЕЖА. В смысле?

ЛЕВАЯ ГЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Конспирация.

СЕРЕЖА. Ой.

ХРЮГОША. Самые большие волшебники всегда притворяются самыми обычными людьми!

СЕРЕЖА. Эта жалкая старушенция – волшебница?!

ЛЕВАЯ ГЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Внешний вид обманчив…

ДОКТОР АЙБОЛИТ. А жалкие как раз те, кто этих «старушенций» не уважает.

ХРЮГОША. Господин Сережа! Признаете ли вы себя виновным в оскорблении…

СЕРЕЖА. Но я же не знал, что она – волшебница!

ЛЕВАЯ ГЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Незнание закона не освобождает от ответственности.

ХРЮГОША. Называли ли вы нищенкой эту почтенную пожилую женщину сегодня в 12 часов 30 минут по местному времени?

СЕРЕЖА. Да, но…

ХРЮГОША. Обвиняемый признал себя виновным. Варианты наказания за данного рода преступления: 1-ое, ссылка на остывшую планету Юкура Мукура, самую холодную во всей системе Кентавра. 2-ое, превращение в белую крысу-альбинос, с последующим помещением грызуна в террариум. 3-ье, заточении в подземелье Голодного Льва на одном из островов Тихого океана, 4-ое…

СЕРЕЖА. Мамочка!!! (Плачет.)

ХРЮГОША. Раскаиваетесь ли вы в содеянном, господин Сережа?

СЕРЕЖА. Конечно, раскаиваюсь! Еще бы! Еще как! Да! Да! Да!!!

ХРЮГОША. Готовы ли вы заслуживать прощение?

СЕРЕЖА. Да! Да! Готов. А, как его заслуживают?

ХРЮГОША. Прежде всего, запомните, что Базоя Базо Ябаба ни для кого не раскрывает своей конспирации. И при встрече ее нужно называть Зоя Ивановна.

СЕРЕЖА. Понял, Зоя Ивановна.

ХРЮГОША. Никогда, ни при каких обстоятельствах, вы не должны выдать, что вы знаете, кто она на самом деле.

СЕРЕЖА. За кого вы меня принимаете.

ХРЮГОША. Вы должны будете оказывать ей всевозможные услуги, даже если она вас об этом не попросит впрямую.

СЕРЕЖА. Я постараюсь… Я, как увижу, что она бутылки собирает, пробегусь по окрестным дворам и принесу ей целую сумку!

ХРЮГОША. Предложение принимается.

СЕРЕЖА. Может, она в этих бутылках волшебное зелье готовит, а я молчу, я ничего не знаю, я же понимаю – тайна.

ХРЮГОША. Ход ваших мыслей мне нравится, молодой человек.

СЕРЕЖА. Вот еще… Папа купил мне недавно новый велосипед, я могу ей его подарить… Или плэйер с наушниками. Все форматы читает, суперский…

ХРЮГОША (высокомерно). Такие глупости Зо Бабу не интересуют.

СЕРЕЖА. Они, знаешь, какие дорогие!

ХРЮГОША. В волшебном мире ценность вещей определяется не их ценой в магазине, а… (Многозначительная пауза.)

СЕРЕЖА. Чем же? Чем? Подскажите мне, господин Ашогюрх.

ХРЮГОША. А искренностью и работой души.

СЕРЕЖА. Чем-чем?... Вот это я влип… Что же мне делать? (Нащупывает в кармане хрустящую бумажку, вытаскивает.) Вот… У меня вот 100 рублей есть, на мелкие расходы, на мороженное, на жвачку, папа мне каждый день дает. Может ей что-то купить? Я очень искренне побегу в магазин. А бежать в магазин – это уже работа…

ХРЮГОША. А эти деньги тебе точно дали на мороженое. А не на покупки для дома?

СЕРЕЖА. Зуб даю!

ХРЮГОША. Ну, тогда, купи немного сыра (друзьям) К макаронам. (Сереже.) А этих денег хватит на сыр?

СЕРЕЖА. Не знаю. Я только мороженое и жвачку покупаю, но я спрошу в магазине. (Собирается убегать, возвращается.) А меня точно на Юкуру-Мукуру не отправят?

ХРЮГОША. Не знаю, не знаю. Но шансы твои растут.

СЕРЕЖА. Спасибо.

ХРЮГОША. Да, учти, когда ты вернешься из магазина, великая Зо Бабу ни в коем случае не должна догадаться, что тебе что-то известно! И никто не должен ничего узнать. Иначе…

Хрюгоша взмахивает рукой, Левая голова Змея Горыныча издает пугающее шипение, выразительно вращает глазами.

СЕРЕЖА. Страшная тайна… Я умею хранить тайны! Только что я скажу Зо Бабе, когда принесу сыр?

ХРЮГОША. Скажешь, что ты – тимуровец, и принес ей продукты, как гуманитарную помощь.

СЕРЕЖА. Тимуровец – это кто?

ХРЮГОША. Был такой писатель – Аркадий Гайдар, он придумал мальчика по имени Тимур, у него было много друзей – целая команда.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Сначала они были хулиганы, а потом стали помогать всем, кто нуждался в помощи.

СЕРЕЖА. А, теперь понятно. Можно идти?

«Судьи» кивком разрешают. Сережа убегает. Пауза. Через некоторое время друзья начинают смеяться. В прихожей слышно, как пришла Зоя Ивановна. Хрюгоша едва успевает снять облачение факира и спрятать костюм. Зоя Ивановна заглядывает в комнату.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Хрюгошенька, ты спишь? (Замечает друзей.) Ой, здравствуйте…

ЛЕВАЯ ГОЛОВА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Честь имею представиться, Левая голова Змея Горыныча. Левая – то есть самая доброжелательная.

ДОКТОР АЙБОЛИТ. Доктор Айболит. А вы – Зоя Ивановна. Нам про вас Хрюгоша много рассказывал. Мы его друзья.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Друзья – это хорошо, правда, у меня сегодня обед не очень…

ХРЮГОША. Пойдем, Бабазоя, я помогу тебе принести макароны с кухни.

Уводит Бабузою, подмигивает друзьям. Оставшись одни, они переглядываются и исчезают. Бабазоя возвращается с кастрюлей макарон.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Ой, а где же твои друзья?

ХРЮГОША. Они еще обязательно придут. Они будут навещать нас очень часто, если, конечно, ты не против?

ЗОЯ ИВАНОВНА. У меня такое странное ощущение, будто я снова превратилась в девочку…

ХРЮГОША. А как себя чувствует твоя соседка? Ты выяснила, что ей надо нарисовать?

Звонок в дверь.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Странно, у соседей ключи, а в гости ко мне никто не ходит…

ХРЮГОША. Иди, посмотри. Если что, я прикинусь обычной игрушкой, не волнуйся.

Бабазоя выходит, скоро возвращается, впускает в комнату Сережу с пакетом продуктов, кроме сыра там еще много всяких вкусностей. Хрюгоша прячется за дверь. Зоя Ивановна в полном недоумении… Пауза.

СЕРЕЖА. Это все вам, многоуважаемая… Зоя Ивановна. (Многозначительно подмигивает) А Юкура-Мукура пусть как-нибудь без меня.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Юкура-Мукура?

СЕРЕЖА (заговорщицким шепотом). Не скромничайте, я все про вас знаю.

ХРЮГОША (появляясь из укрытия). Раз, два, три, чудеса начинаются! Бабазоя! У нас сегодня будет праздничный обед! (Тихо Сереже) Ашогюрх просил напомнить, конспирация…

СЕРЕЖА. Что? И ты тоже – из них?

ХРЮГОША. Ашогюрх – мой двоюродный брат!

СЕРЕЖА. А докажи!

ХРЮГОША. Давненько я не видал крыс-альбиносов…

ЗОЯ ИВАНОВНА. Откуда это все?

СЕРЕЖА. Гуманитарная помощь.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Из Собеса?

СЕРЕЖА. А я – тимуровец.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Что? Разве тимуровцы все еще существуют?

СЕРЕЖА. Я еще теперь буду приносить вам пустые бутылки и соберу команду для помощи одиноким волшебницам.

ХРЮГОША. Кхе-кхе!

СЕРЕЖА. То есть, старушкам. Я хотел сказать – одиноким старушкам. И нашу команду будут называть «сережевцы», а что, чем я хуже какого-то там Тимура.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Чудо…

ХРЮГОША. А некоторые тут в чудеса не верили…

ЗОЯ ИВАНОВНА (еле сдерживая слезы счастья). Это правда, Сереженька?

СЕРЕЖА. Правда, Базоя Базо Ябаба, в смысле, конечно, Зоя Ивановна.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Это ведь настоящее чудо. Вчера еще я была совершенно одна, а сегодня два таких замечательных внука – Сережа и Хрюгоша…

ХРЮГОША (тихо Сереже). Еще Ашогюрх просил напомнить про адрес Аниной дачи.

СЕРЕЖА. Он и про это знает?

ХРЮГОША. Он про все знает!

СЕРЕЖА. Еще, Зоя Ивановна, я, честное слово, не знаю адреса Аниной дачи, но я знаю дорогу, как туда ехать на электричке. Если хотите, я Вас туда провожу.

ХРЮГОША (вскакивает в возбуждении). Хотим! Еще как хотим! Правда, ведь, Бабазоя?

ЗОЯ ИВАНОВНА. Как, прямо сейчас? А обед?

ХРЮГОША. Макароны мы потом съедим, а все остальное можно взять с собой! Ну, пожалуйста, Бабазоя!

ЗОЯ ИВАНОВНА. А Сережу родители искать будут.

СЕРЕЖА. Я им по мобильнику звякну, все нормально, я готов.

ХРЮГОША. Мне так нужно побыстрее найти Аню!

ЗОЯ ИВОНОВНА. Ну что ж, с гостинцами можно и в гости к Ане ехать. (Макароны накрываются крышкой, продукты упаковываются в сумку)

ХРЮГОША (тихо Сереже). А что, ты всю эту кучу на 100 рублей накупил?

СЕРЕЖЕ. Да нет, я еще домой забежал, копилку разбил. А на что мне копить, у меня все есть.

ХРЮГОША. Я передам об этом Ашогюрху, но лучше все-таки добрые дела самому делать, а не за деньги покупать. Вот если Аню найдем, это сильно повысит твои шансы.

СЕРЕЖА (тихо Хрюгоше). А что, Аня тоже того, волшебница?

ХРЮГОША. Еще какая!

СЕРЕЖА. Так вот почему она все контрольные на пятерки пишет! А я дурак ей мстить собирался.

ХРЮГОША. С волшебницами шутки плохи.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Я готова. Вперед, на поиски Ани.

СЕРЕЖА. Я пойду первый, поверю, свободен ли путь! (Уходит.)

ЗОЯ ИВАНОВНА. Я ничего не понимаю, абсолютно! Но я так удивительно счастлива! Почти, как в детстве.

ХРЮГОША. Идем, Бабазоя.

Уходят.

 

ЭПИЛОГ

Улица недалеко от дома Зои Ивановны. Возможно, детская площадка из первого действия. Через зал на сцену понуро бредет Аня, навстречу ей выбегает Сережа.

СЕРЕЖА. Анька! Ты же на дачу уехала…

АНЯ. Угу, уехала, а потом вернулась. Мой брат Санька не находил Хрюгошу. Как же я могу быть на даче, если он где-то здесь и, может быть, меня ищет.

СЕРЕЖА. Я тебе помогу.

АНЯ. Правда?

СЕРЕЖА. Это будет, конечно, не легко, но ради… Гм, гм… Ради одноклассницы чего не сделаешь. Ты главное похлопочи, где надо, чтобы мне это зачли.

АНЯ. А где надо?

СЕРЕЖА (видит приближающихся Зою Ивановну и Хрюгошу). Закрой глаза и медленно считай до трех!

АНЯ. И что будет?

СЕРЕЖА. Закрывай глаза, тебе говорят.

Разворачивает Аню спиной, сам встает между ней и приближающимися.

ЗОЯ ИВАНОВНА. Все в порядке, путь свободен?

СЕРЕЖА. Я хоть и не волшебник, но кое-какие чудеса мне по плечу. Раз, два, три! Ап!!! (Разворачивает Аню)

ХРЮГОША. Аня!

АНЯ. Хрюгоша!

Бросаются друг к другу.

ХРЮГОША. Аня! Прости меня, Аня…

АНЯ. Это ты меня прости, как я могла тебя оставить в этом страшном городе, тут ведь такие бандиты ходят, и собаки могли тебя напугать, и злые мальчишки…

СЕРЕЖА. Да откуда в нашем дворе злые мальчишки, скажешь тоже…

ХРЮГОША. Давай больше никогда не будем сориться!

АНЯ. Давай! (Плачет от радости.)

СЕРЕЖА. Ну вот, разнюнилась, а еще волшебница…

ЗОЯ ИВАНОВНА (грустно). Пойдем, Сереженька, не будем им мешать.

ХРЮГОША. Бабазоя, а ты Аню возьмешь во внучки? А то у нее нет бабушки. А без бабушки то плохо, правда, Аня?

АНЯ. Да уж… У меня вместо бабушки старший брат, у него не забалуешь.

ЗОЯ ИВАНОВНА (радостно). Тогда я предлагаю пойти, наконец, обедать. Я ужасно проголодалась.

СЕРЕЖА. И я.

АНЯ. И я.

ХРЮГОША. И даже я, хоть я и сказочный.

Все смеются, уходят обедать.

Через паузу выходят на поклон с веселой музыкой.

 

К о н е ц

 

 назад в библиотеку

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

 
Используются технологии uCoz