Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

Наша психотерапия

  Со времен Гиппократа известно 3 основных инструмента врача:  нож,  трава и слово.   Театр – слово в действии,  в воплощении,  и от этого мощь и убедительность слова возрастает многократно.  От того,  какая программа заложена в сценарии,  зависит действие спектакля на детей.  Мы далеки от мысли создавать установки на здоровье огромным и неизвестным аудиториям (последствия нам известны),  но мы отдаем себе отчет в том,  что все,  что происходит вокруг детей,  программирует их жизнь,  накладываясь на исходную генетическую программу и психологический сценарий жизни семьи.  Это ни в коем случае не должно делать людей автоматами,  поэтому  один из важнейших постулатов нашего терапевтического подхода состоит в важности осознавания программируемости и самопрограммируемости  нашей жизни.  И если относиться ответственно к процессу развития детей,  изменениям их программ,  то мы должны более или менее точно знать,  что вкладываем в адресуемую детям информацию.  Особенно когда имеем дело с детьми,  жизнью которых руководят деструктивные программы,  разрушительные сценарии.

  А вкладываем мы в свой сценарий алгоритм жизненного процесса,  не сводя его к классической победе добра над злом,  но обязательно показывая процесс поиска героя,  его пробы и ошибки,  источники его силы.  Пафос сказок в целом жизнеутверждающий,  воодушевляющий,  при этом ни в коем случае – не навязчиво-назидательный. 

  При этом очень важно сохранение метафоричности,  "подкожности" действа, его непрямого, не "в лоб" значения,  т.е. сохраняется лучшая традиция народных сказаний - архетипичность,  сохранение связей с древними культурными корнями.  Это обеспечивает и минимальность,  практическое отсутствие сопротивления детской аудитории.  Ведь для них очень важно соблюдение принципа: не корми меня тем,  что я не ем.  А мы сами при этом вкусно "едим" - нам самим очень интересны  персонажи сказок и  их приключения.  А все остальное довершает то здоровое начало,  которое заложено в каждом ребенке природой,  благодаря которому он не просто выжил до сих пор,  но еще и радуется своей жизни! 

   Для сценариев спектаклей были взяты сказки известного детского детского психотерапевта и писателя Дмитрия Соколова,  а также - замечательного английского сказочника и ведущего английской детской телепрограммы и писателя Дональда Бисетта.  Оба автора нам близки тем,  что их талант прорывает все попытки преследовать какую-либо конкретную воспитательную и формирующую цель (в чем мы всегда рискуем ошибиться и пойти не туда,  куда действительно нужно детям сегодняшнего дня).   Их творчество интуитивно в лучшем понимании этого свойства,  т.е. созвучно настоящему и происходящему.  А что еще нам нужно для того,  чтобы жить в гармонии с собой и со своей судьбой?  Кроме того,  их сказки заряжены позитивной,  жизнеутверждающей программой.

  Это первый аспект нашей терапии – позитивное программирование,  активизация внутренних ресурсов ребенка,  воодушевление и духовное "причастие" детей к квинтэссенции мирового культурного опыта

  Второй аспект – родительский семинар и элементы семейной игровой терапии с участием родителей после совместного просмотра сказок,  процедуры проективной диагностики;  его задача -   просвещение родителей,  рост их собственных воспитательных возможностей,  гармонизация и оптимизация отношений с детьми

  Третий аспект – заражение детей творчеством,  в процессе которого эффективно решаются проблемы самооценки и самоактуализации,  отреагирования агрессии в социально приемлемых формах,  а у более старших детей - и сублимация агрессии по принципу,  который хорошо иллюстрирует стихотворение Н. Доризо:

"Работа зависти мешает,

Она спасает нас от зла.

Из всех на свете пчел не жалит

Лишь меда полная пчела".

  И если родители умело и внимательно подмечают проблески рассвета ребенка, помогают, а не глушат его творческие начинания,  их шансы на решение всевозможных проблем и интересную,  насыщенную творчеством жизнь, повышаются неизмеримо.  Даже если в амбулаторной карте ребенка продолжает стоять неприятный диагноз и вам объяснили,  что таким же,  как все,  ваш ребенок не будет никогда.  Он останется особенным,  но это не то же самое,  что несчастным.  Он получит шанс обрести свое место под солнцем - уникальное и неповторимое,  только путь его будет не легче пути Гадкого Утенка.  Если не будет рядом вас.

   Опыт показывает,  что наш метод годится и для профилактики нежелательных отклонений в развитии детей,  и для их коррекции.  За прошедшие несколько лет мы регулярно проводили детско-родительские группы по следам спектакля.  Все - мы,  взрослые,  дети,  шли по нелегкой дороге из желтого кирпича в Изумрудный Город,  туда,  где могут исполняться сокровенные мечты.  Кто-то шел туда за мозгами,  кто-то за смелостью,  а кто-то - за собственной мамой... И на этом пути все делали сами, росли,  крепли, совершали подвиги и преодоления, учились быть хорошими товарищами, потому что по-другому путь не пройдешь.  Многие из наших путешественников уже подросли и переросли многие свои проблемы и здоровья, и плохого поведения, и неуверенности , а главное,  у многих проявился недюжинный творческий потенциал.  Ведь искусство заразительно,  как и все настоящее. 

  Дальше вы сможете познакомиться с методами психотерапии,  потомком которых является наш метод.

Психодрама  Игровая терапия    Семейная терапия    Терапия искусством   Сказкотерапия   Куклотерапия   Библиотерапия   Музыкотерапия

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz