Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

        фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - сайт, посвященный мифологии, аналитической психологии и сказкотерапии

 

Библиотерапия

Н.Г. Оганесян

Библиотерапия.  Самоактуализация психических состояний через поэзию

(Издательство «Ось-89», 2002) 

3.2. Введение в библиотерапию

3.2.1. История библиотерапии 

Библиотеки

Власть, времени сильней, затаена

В рядах страниц, на полках библиотек:

Пылая факелом во мгле, она

Порой язвит, как ядовитый дротик.

В былых столетьях чей-то ум зажег

Сверканье, - и оно доныне светит!

Иль жилы тетивы напрячь возмог,

И в ту же цель стрела поныне метит!

Мы дышим светом отжитых веков,

Вскрывающих пред нами даль дороги.

Повсюду отблеск вдохновенных слов, -

То солнце дня, то месяц сребророгий!

Но нам дороже золотой колчан

Певучих стрел, завещанных в страницах.

Оружие для всех времен и стран,

На всех путях, на всех земных границах.

Во мгле, куда суд жизни не достиг,

Где тени лжи извилисты и зыбки, -

Там дротик мстительный бессмертных книг,

Веками изощрен, бьет без ошибки.

(В. Брюсов)

 

  Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг - не нова, она может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. На­чиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замеча­тельное средство, как книги. Книги - мощные инструменты, которы­ми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, фор­мировать их поведение, и, кроме того, они могут помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть примене­ны как средства воздействия на людей, существует множество.

  Как и положено любой научной дисциплине, библиотерапия проявляла себя гораздо раньше, чем получила официальный статус. Существует множество примеров, скажем: «Принимай по 3-4 страни­цы из романа Смоллетта». Есть и упоминание об Эразме Роттердам­ском, который лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Но в большинстве материалов, посвященных этой теме, исторический возраст библиотерапии подчеркивается ссылкой на сказки «1001 НО­ЧИ», где в одной  из сказок придворный врач рекомендовал своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги и тем его вылечил. Можно вспомнить и «Ригведу» где для «излечения сердца» рекомендуется читать «мудрые кни­ги», и Аристофана, желавшего читать свои комедии преступникам для исправления их натуры. А.С. Пушкин написал об этом спои бессмертные строки:

 

  «Коль мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

 

  Писатель Владимир Соколов, отвечая на вопрос Виктора Ерофее­ва: «Что ты делаешь, когда простужаешься? Какую книгу берешь с полки и читаешь?», ответил: «Я лечусь всегда Толстым.  Ем лимон, пью талую воду и читаю Толстого» (из телепередачи). «Книги, - пи­сал английский священник, писатель и полемист Джереми Кольер, - наши руководители в юности и утешители в старости.  Они - под­держка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Бла­годаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарования­ми».

  Возникшая в конце XIX века на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения библиотерапия (другие названия: «библиопсихо-терапия», «либротерапия», «либропсихотерапия» (по В.М. Бехтереву) в настоящее время переживает период осмысления своего предмета, метода, целей.

  Использование специально подобранных книг позволяет оказы­вать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга от­влекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других - книги заставляют пересмотреть всю свою жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение. Поэт Джон Мильтон писал: «Множество людей только обременяют собою землю, тогда как хорошая книга - это драгоцен­ный живительный сок созидательного духа, сокровенный и сбере­женный для будущих поколений». Как использовать этот «живитель­ный сок», объясняет французский писатель Марсель Пруст: «Бывают, однако, случаи, так сказать, патологические случаи духовного упадка, когда чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины, задача которой путем повторных побуждений непрерывно вновь и вновь вводить ленивый ум в умственную жизнь. Книги играют тогда для него ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников. Извест­но, что при некоторых заболеваниях нервной системы больной, хотя ни один из его органов сам по себе не поражен, увязает в некоей неспособности чего-либо желать, словно в глубокой колее, не может сам из нее выбраться и, в конце концов,  погиб бы, eсли бы ему не протянули сильную и спасительную руку... В той мере, в какой чтение есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас са­мих дверь обителей, куда мы иначе не сумели бы проникнуть, оно играет целительную роль в нашей жизни».

  Хотя о мощном влиянии чтения на человека было известно с дав­них пор, только в начале нашего века специально занялись этими исследованиями, начали рассматривать книгу в качестве средства для изменения мышления или поведения человека. Слово «библиотера­пия» составлено из двух слов: «библио» - книга и «терапия» - лече­ние. То есть в дословном переводе оно означает «книголечение», или «лечение книгой».

  Само это слово как официальное научное понятие было предло­жено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США, хотя еще в конце XIX - начале XX века мелькало на страницах трудов по психиатрии, психотерапии и психологии. В 1916 году съезд амери­канской Ассоциации больничных библиотек обсудил технику вы­полнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику библиотерапией. Уже первые исследователи этого вопроса считали, что библиотерапия эффективна  потому,  что  позволяет читателям идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой. По мере того, как герой решает эту проблему, читатель эмоционально включается в процесс и, в конце концов, обретает по­нимание своей собственной ситуации.

  Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом те­рапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения.

 

3.2.2. Проблемы библиотерапии

  К 1940 году использование библиотерапии уже определялось це­лым рядом параметров. Но в этом вопросе существовало и до сих нор существует много спорного, например:

1.   Не  имеется согласованного   четкого   определения   понятия «библиотерапия».

2.  Кроме того, до сих пор не определена граница, разделяющая руководство чтением и библиотерапию

3.   Существует точка зрения,  что библиотерапия не является самостоятельным вариантом терапии и обычно оказывается более успешной не как основная,  а как дополнительная терапия.

4. Использование книг в психотерапевтических целях по-разному воспринимается классическими учеными, врачами, практическими психологами, социальными работниками, родителями, педагогами, библиотекарями. Поэтому вся литература по библиотерапии, естест­венно, отражает точку зрения специалиста или эксперта, который работает в той или иной области.

5. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что увеличение программ по психологическому самопознанию, саморазвитию и са­мокоррекции в течение прошлого десятилетия содействовало при­влечению интереса к популярным книгам этого направления для самостоятельного использования. Но являются ли подобные книги, снабженные предписаниями психологов, действительно библиотера­пией? Эта практика подчеркивает неразбериху в определении реаль­ных границ библиотерапии.

  Тем не менее, несмотря на такие противоречивые научно-исследовательские выводы, оказалось, что интерес к использованию библиотерапии в последнее время значительно возрос. Вероятнее всего, этот процесс отражает увеличение числа семейных и социаль­ных проблем во всем мире. Это выражается в увеличении числа раз­водов, отчуждении молодых людей, чрезмерном общественном дав­лении, алкоголе, злоупотреблении лекарствами, наркотиками и т. д.

 

3.2.3. Определение понятия «библиотерапия»

Существует множество толкований термина «библиотерапия» - от популярных до строго научных. Например:

1.  «Термин «библиотерапия» может быть определен как исполь­зование книг для помощи людям в решении проблем» (Алекс и Нола Кортнер (Alex, Nola Kortner), ERIC-дайджест).

2.  Другое, более точное определение: «Библиотерапия - это техниика для структурного взаимодействия между стимулирующим и воспринимающим,   базирующаяся   на   использовании  литературы» (Пардек (Pardeck), 1989).

3.   Более   конкретно   библиотерапия   определяется   Риорданом (Riordan) и Вильсоном (Wilson) как «преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека» (Риордан и Вильсон (Riordan, Wilson), 1989, С. 506).

4.  «Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии... опирающимся на глубинные закономерности психотерапевтического процесса, особую природу психотера­певтической (художественной, педагогической) коммуникации, ме­ханизмы художественного творчества и восприятия» (Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики//Психолог в детской библиотеке. — М., 1994. С. 22-40).

5.  «В литературе встречается множество определений библиоте­рапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения его личных про­блем» (Рослик Г.М. Немного о библиотерапии: Обзор заруб, лит.// Науч. и техн. лит. 1995. 7. С. 65-68.).

6.  «Библиотерапия - «лечение книгой». Но в настоящее время та­кое толкование этого термина, пожалуй, недостаточно. Целесообраз­нее было бы говорить сейчас о лечении библиотекой в целом, ибо в эпоху кризисов «смутное состояние души» присуще не только паци­ентам неврологических клиник или других медицинских учрежде­ний» (Казаринова Н. Информацией можно отравится: (Библиотера­пия)// Библиотека, 1997. 2. С. 54-55).

7.  «Библиотерапевтический процесс есть процесс изменения со­стояния пациента за счет его душевных и духовных сил»  (Каба­чек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект биб­лиотечной педагогики// Психолог в детской библиотеке. М., 1994. С. 22-40).

8. «Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые   средства   воздействия,   опирается   на   мощный   целостно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она мо­жет осуществляться как в традиционной форме организации библио­текарем условий для возникновения катарсиса (эмоциональною по­трясения) во время и после восприятия читателем художественных произведений, так и в форме организации в библиотеке утопий для литературного творчестве     творческого самовыражения личности (объектирования своих проблем, переживаний, мировидения через литературно-художественкый текст, строящийся по особым законам, принципам   повтора, ритма и метафоры), что ведет к гармонизации мира человека» (Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики// Психолог в детской библиотеке, м.. L9W С 22 40)

9.  «Термин «библиотерапия» означает приложение всех литера­турных жанров в терапевтическом процессе» (Encyclopedia of Psy­chology).

10.  «... термин, который имеет отношение к обработке общест­венных проблем с помощью книг» (Warner).

11.  «Библиотерапия... определена как процесс или деятельность, разработанные, чтобы помочь индивидууму решать свои проблемы или лучше понять себя через ответы в литературе» (Borders).

12.  «Не случайно творческие библиотекари-практики рассматри­вают библиотерапию как одну из форм работы с читателем, справед­ливо включая в это понятие весь комплекс библиотечных мероприя­тий, направленных на то, чтобы помочь людям увидеть прекрасное». (Казаринова Н. Информацией можно отравится: (Библиотерапия)// Библиотека, 1997. 2. С. 54-55).

13.  Это лечебное воздействие на психику современных детей ин­тересными книгами и атмосферой «теплого дома», где всегда дадут добрый совет и помогут разобраться в прочитанном. «Аптека для души» - так определяли назначение библиотеки древние египтяне. (Зеленый мир. -1998. № 4. С. 16).

 

3.2.4. Цели библиотерапии

  Вмешательство библиотерапевта может быть обусловлено мно­гими причинами. Библиотерапия используется для того:

1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;

2)  чтобы улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций;

3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;

4) чтобы помочь определить человеку свои интересы и склонности;

5) чтобы облегчить последствия стресса;

6)  чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

7)  чтобы показать человеку, что есть более чем одно решение данной проблемы;

8) чтобы помочь человеку обсудить проблему более свободно;

9)  чтобы помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в ко­ночном итоге,  самоактуализации (A.Mаслоу), достичь психологи­ческой зрелости.

  Прежде чем использовать библиотерапию, следует запомнить, что это не просто случайная рекомендация определенной книги от­дельному человеку, а обдуманный курс действий, который требует тщательного планирования.

 

3.2.5. Основные участники психотерапевтического процесса

  Американский исследователь Пардек (Pardeck, 1989), как отмеча­лось выше, дал следующее определение библиотерапии: «Библиоте­рапия - это техника для структурного взаимодействия между стиму­лирующим и воспринимающим, базирующаяся на использовании литературы».

Кто является стимулирующим началом (субъект воздействия) при использовании библиотерапевтической техники?

1.  Врач. Этот вариант ответа обусловлен наличием исторических прецедентов. Он и сейчас не потерял своей актуальности, особенно за рубежом, где сформировалось мнение, что характер нужной литера­туры во всех случаях определяет врач. Но возникает обоснованное сомнение в том, насколько компетентен врач в области литературы. Зачастую уровень начитанности врача оставляет желать много луч­шего.

2.  Библиотекарь. Именно поэтому библиотерапией занялись те, кто   книги  знает лучше  других   (или,   по   крайней   мере,  должен знать), - библиотекари. Естественно, что началось это с библиотек больниц и санаториев. Библиотекари не только ставили перед врача­ми вопрос: «что больным лучше читать?», но и сами подсказывали варианты «лекарства», определяли круг чтения,  рекомендовали   и подбирали необходимую литературу. Такой подход особенно харак­терен дня США и Западной Европы, где всегда был и остается сейчас наиболее популярным конкретный, индивидуальный подход к болезни и пациенту.

  Естественно, библиотеки имеются не только в лечебных учреждениях, и работники других библиотек справедливо  считая, что они ничуть не хуже, принялись активно разрабатывать тему библиотерапии. Проблема была в том, что если в больницах и санаториях пациентов искать не приходится, то в обычные библиотеки ходят эдоровые люди, которые при наличии затруднений обращаются, как правило, к практическим психологам.

3.  Психолог. В последнее время библиотерапевты, поняв, что биб­лиотерапия как современная наука родилась на стыке не только меди­цины и библиотечного дела, но и психологии, сделали резкий поворот в сторону психотерапии. В США, Финляндии, Франции, Германии проводятся эксперименты с индивидуальной и групповой библиоте­рапией на базе библиотек школ, университетов, детских центров. Все больше внимания к этой проблеме проявляют библиотерапевты Рос­сии, среди которых имеются не только библиотекари, в соответствии со сложившейся традицией, но и психологи. Психолог, действительно любящий литературу и имеющий большое собрание книг, может стать прекрасным специалистом в области библиотерапии, если он обладавет к тому же необходимыми знаниями и умениями.

4.  Педагог. Планомерно продвигаясь в массы, библиотерапия да­леко ушла от медицины и вплотную приблизилась к педагогике. Встал вопрос уже не о «лечении книгой», а о помощи человеку в кри­тических ситуациях.  Педагогический подход выдвигает, пожалуй, наиболее серьезные библиотерапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей личности; формирование оптимистического видения мира, заинтересованности и потребности в чтении, потребности в само­стоятельном поиске решений своих проблем с помощью литературы и т.д. О.Л. Кабачек считает, что «апеллируя к самым глубинным пластам личности, ее целостному ядру, внутреннему миру человека, библиоте­рапия смыкается (совпадает) по своим преобразующим задачам с педа­гогикой, и значит, может опираться на открытые педагогической пси­хологией закономерности психического развития человека, формиро­вания различных психологических структур, качеств, установок».  Среди библиотерапевтов немалый процент составляют педагоги школ и дошкольных учреждений (США - 11%, Финляндия - 15%). Библиотерапевт, естественно, вторгается в область педагогики, а пе­дагог имеет все основания для библиотерапевтической деятельности.

5. Кроме врачей, библиотекарей и профессиональных психологов и педагогов, призванных в библиотерапию, так сказать, подолгу службы, немаловажную роль играют и библиотерапевты: родители и друзья. Вполне понятно, что эти люди не осознают (и большинстве) своей библиотерапевтической роли и даже не задумываются над этим.   Но важен результат,  а он таков: примерно половина больных берут книгу в руки именно по совету родителей, родственников, друзей. 

6. Автор книги (писатель или поэт) и соавтор психотерапевтиче­ского курса - читатель. Бывает, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, проблемы эмоционального плана, находящийся в состоя­нии стресса или фрустрации, начинает читать какую-либо книгу, и ему становится легче. В данном случае библиотерапевтом выступает автор книги или группа авторов и художник, который иллюстрирует книгу. Иллюстрации (рисунки и фотографии) могут значительно усилить эффект. Автор книги всегда присутствует как соавтор, как коллега-терапевт в процессе библиотерапии, только работа его нахо­дится на втором плане, в тени.

  Говоря о роли писателя в библиотерапевтическом процессе, сле­дует подчеркнуть, что эта роль может быть осознанной и неосознан­ной. К первому случаю можно отнести авторов, заранее рассчиты­вающих на аудиторию больниц, санаториев, на инвалидов, в первую очередь в литературе для детей. Во втором варианте - неосознанной библиотерапии - писатель не задумывается о лечебном эффекте кни­ги, и его произведения попадают в библиотерапевтический круг про­сто за их литературные и общечеловеческие достоинства.

Автор и читатель в процессе чтения становятся коллегами и друзьями. Марсель Пруст пишет об этом так: «...чтение - это дружба.  К тому же эта дружба, очищенная от всего, что так уродует всякую иную. Атмосфера этой чистой дружбы - безмолвие, более чистое, чем слово. Ибо говорим мы для других, а молчим для самих себя».

  Все типы библиотерапевтов можно классифицировать по сле­дующим признакам: «скрытые» - «явные»; «формальные» - «нефор­мальные».

  Прежде всего выделяются две большие группы, на которые де­лятся библиотерапевты по форме их воздействия на пациента-читателя: «скрытые» и «явные» библиотерапевты. К «скрытым» относятся библиотерапевты, общающиеся с субъектом воздействия биб­лиотерапии - пациентом-читателем - только через средства воздейст­вия - литературные источники, как первичные (художественные и другие книги), так и вторичные (рекомендательные библиографиче­ские списки, аннотации, советы, книжную рекламу и прессе и на телевидении и прочее).  Это, конечно, в первую очередь, писатели, художники-иллюстраторы,  публицисты, т. е. авторы книг, используемых в практике библиотерапии.  Кроме того, это могут быть библиографы и другие авторы вторичных пособий.

  «Скрытые» библиотерапевты делятся на «осознанных», т. е. пи­шущих с заранее определенной библиотерапевтической целью, и «неосознанных», чьи произведения попали в поле деятельности биб­лиотерапии вне зависимости от их воли.

  «Явные» библиотерапевты общаются с пациентами не только че­рез литературу, но и напрямую. Они, в свою очередь, делятся на «формальных», т. е. занимающихся библиотерапией на профессио­нальной основе (врачи, библиотекари, педагоги, психологи) и «не­формальных», т. е. проводящих библиотерапевтическое воздействие не по долгу службы,  а в силу иных причин (родители, родственники, друзья).

  Независимо от того, кем является библиотерапевт: врачом, биб­лиотекарем, психотерапевтом или психологом, педагогом, он дол­жен иметь в виду, что библиотерапия должна применяться с боль­шой деликатностью и не каждый специалист обладает достаточной квалификацией, чтобы грамотно организовать процесс. Специалисты-библиотерапевты должны обладать эмоциональной устойчиво­стью, хорошо развитыми коммуникативной и перцептивной спо­собностями, эмпатией, интересом к работе с другими людьми и способностью сочувствовать другому человеку, не морализируя, угрожая или командуя. Они должны быть авторитетны, тактичны и доброжелательны. Всем заинтересованным в эффективной органи­зации процесса рекомендуется работать в тесном сотрудничестве. Например, школьный педагог (если речь идет о подростковых про­блемах) может сотрудничать со школьным библиотекарем или школьным психологом.

  Кто является воспринимающим началом (объект воздействия) при ис­пользовании библиотерапевтической техники?

1. Человек, нуждающийся в психотерапевтической помощи.

2.   Человек, нуждающийся в психологической  помощи и  под­держке.

  Первоначально человек, нуждающийся в подобной помощи, назывался пациентом, затем больше стало употребляться слово - читатель. В английском языке используется термин пользователь (user), аналогичный термин используется к других европейских языках.

  Люди, имеющие проблемы, должны согласиться на библиотера­пию и работать со специалистом и тесном контакте при наличии ионного взаимопонимания и доверия.

  Что является стимулирующим началом (средством воздействия) при использовании библиотерапевтической техники?

  Безусловно, стимулирующим началом является книга, но в раз­ное время в процессе развития библиотерапии использовались раз­ные книги.

  Например, в русле так называемого «рецептурного» направления в основном использовались специальные медицинские книги и справоч­ники. «Рецептурное» направление, зародившееся в медицинских биб­лиотеках (при больницах и санаториях), свою задачу «лечения книгой» понимало очень конкретно: как коррекцию определенного диагноза с помощью специально подобранной чисто медицинской литературы (профессиональной и популярной). Воздействие, производимое книгой в русле этого направления, можно назвать «клиническим».

  В русле «мотивационного» направления используется художест­венная литература. Это направление особенно бурно начало развивать­ся в 40-х годах. В это время начали активно пропагандироваться и вне­дряться в библиотерапевтическую практику лучшие образцы классиче­ской и современной художественной литературы. Направление харак­теризуется пониманием психотерапевтической ценности художествен­ной литературы как авторской модели действительности, преобразую­щей личность. Воздействие, производимое книгой в русле этого на­правления, можно назвать «психогигиеническим». В принципе для библиотерапии подойдет любая книга, чье содержание соответствует конкретной задаче, поставленной библиотерапевтом, и конкретной проблеме пациента. Вероника Тушнова пишет об этом так:

Открываю томик одинокий -

Томик в переплете полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе

И в столетьях мы не повстречались…

Если я от этиx строчек плачу,

Значит,  мне они предназначалисъ.

 

  Терапевтический   эффект  книги может основываться, например,  на узнавании человеком своей проблемы,   травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом чем более похожа ситуация, описанная в кни­ге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, выражен эффект.

  Кроме того, терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей конкретной травмирующей ситуации и типа эмоционального отреагирования, но и за счет формирования у пациента-читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными сло­вами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя.

  Таким образом, выбор книг становится делом весьма ответствен­ным и сугубо индивидуальным. Книги, выбранные библиотерапевтом, должны быть качественными во всех отношениях - плохо напи­санный, слабый роман с шаблонными характерами и упрощенными ответами на сложные вопросы или примитивные стихи - хуже, чем полное отсутствие чтения, и может вызвать отвращение к этому вари­анту терапии.

 

3.2.6. Основные этапы библиотерапии

Мотивационный этап:

1) вводная мотивировка к занятиям;

2) целеполагание и целеприятие.

Основной познавательный этап:

1) обеспечение времени для чтения литературы;

2) обеспечение времени для обдумывания;

3)  руководство дискуссией или организация диалога, использо­вание вопросов, которые переведут читателей с буквального понима­ния   информации  к  интерпретации,  практическому  приложению, анализу, синтезу и оценке этой информации.

Этап рефлексии:

1) оценка эффективности библиотерапевтического процесса по­средством анализа психологического состояния личности пациента-читателя;

2) самооценка личности пациента-читателя.

 

3.2.7. Преимущества представленного варианта библио­терапии

1. Процедура может занимать мало времени.

2.  Не требует никаких специальных приспособлений и оборудо­вания за исключением книги.

3.  Библиотерапия является надежным и доказавшим свою эф­фективность   методом   психотерапии,   активно   использующимся   в нашей стране и за рубежом.

4.  Библиотерапия поэзии давно используется, например, в Фин­ляндии и доказала свою состоятельность.

5. Не требуется обязательное присутствие психотерапевта.

6. В искренних и абсолютно честных строках «настоящих поэтов» отсутствует элемент показной доброжелательности и искусственно­сти, присущей позиции и поведению психотерапевта.

7. Книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы и незаметны. Более того, окинув свою жизнь с таких позиций, каждый с удивлени­ем обнаружит, что он находился или находится под библиотерапевтическим воздействием, зачастую не зная об этом.

8.  К книге можно легко «возвращаться». Перечитывание люби­мой книги тоже является библиотерапевтическим приемом. Англий­ский критик и эссеист Уильям Хэзлитт писал: «Когда я беру в руки книгу, которую уже читал раньше (чем чаще, тем лучше), я знаю, чего ожидать. Удовлетворение не становится меньше от того, что это предчувствуешь. Читая книгу, которую давно люблю, я наслаждаюсь не только богатством воображения автора и художественным совер­шенством его творения - к этому наслаждению добавляется радость собственных воспоминаний. Книги вызывают те же чувства и ассо­циации, которые я испытывал, читая их впервые, и которые не могу воспроизвести  никаким другим путем. Они созданы для  мысли и воспоминания». О.Л. Кабачок считает, что «известный феномен пе­речитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания - здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств». Эту цель преследуют чувствительные и эмоциональные натуры. И. Северянин писал об этом так:

О, читанные многократно

Страницы, юности друзья!

Вы, как бывало, ароматны!

Взволнован так же вами я!

 

К. Ваншенкин тоже писал об этом:

Но, слава богу, нам еще дано

То, чем душа заранее богата:

Взять книгу, что прочитана давно,

Вновь побывать,

Где побывал когда-то.

 

9. Вторая цель перечитывания - найти ответы на жизненноважные вопросы, получить конкретные советы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснить, как именно решалась эта пробле­ма героями и автором полузабытой книги. Замечательно говорит об этом английский драматург Джон Флетчер:

О, только б не лишиться тех владений,

Где царствую средь книг моих любимых!

Здесь я могу прислушаться к совету

Бессмертных саг и древних мудрецов...

 

  Обращение к читателю: Итак, мы советуем вам начать прини­мать мягкие, природосообразные, целительные, поддерживающие силу и крепость духа золотые пилюли поэзии.

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 25.05.2006
Используются технологии uCoz