Театр сказок и сказкотерапии имени Фиолетового Котенка

 

  главная

  о театре и его создателях

 наши корни    

  наша психотерапия

  наши  проекты

  о домашнем театре

  библиотека

    фотогалерея и летопись

  полезные ссылки

гостевая книга

Дом Хель - страница, посвященная мифам, мифологии, аналитической психологии, сказкам  и сказкотерапии

Дом Хель -  мифология и сказкотерапия

 

 

Новый спектакль нашего Театра

  Премьера спектакля "Котик  в валенках" состоялась 19.05.06 в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями "Виктория" г. Тольятти. Новый спектакль имели возможность посмотреть не только дети, но и их родители и воспитатели. Собственно, все эти категории и были представлены в зрительном зале. Мы считаем, что премьера удалась. Достаточно было реакции зрительного зала, в котором радостное оживление плотно чередовалось с напряженным вниманием.

  Мы предлагаем вашему вниманию некоторые кадры из нашего спектакля, содержание сказки "Котик в валенках", которую мы поместили в нашей библиотеке, а также анализ этой сказки и спектакля с точки зрения юнгианской аналитической психологии, что необходимо было сделать, чтобы предположить возможные воздействия театрального действа на личность детей-зрителей. Т.е. мы приглашаем вас в кухню театрального психолога-аналитика. Без этой последней части нам не удалось бы спрогнозировать именно то, ради чего затевалась вся программа - момент позитивного воздействия на личность ребенка художественного произведения.

  Начнем с некоторых кадров спектакля:

  А саму сказку вы можете прочитать по следующей ссылке.

Краткий анализ спектакля

   Начнем с того, что прислушаемся к К.Г. Юнгу. «Здесь же я рассматриваю, как уже было сказано, случай символического художественного произведения, причем такого, источники которого нельзя найти в личном бессознательном автора; они находятся в той сфере бессознательной мифологии, элементарные образы которой являются достоянием человечества. Поэтому я назвал эту сферу коллективным бессознательным и тем самым противопоставил ее личному бессознательному, которым я обозначаю совокупность тех психических процессов и содержаний, которые в принципе способны достичь сознания, нередко и были уже осознанными, но вследствие своей несовместимости с сознанием подлежали вытеснению и, таким образом, задерживались под его порогом. Эта сфера также является источником произведений, но источники эти мутны, и, если они преобладают, художественное произведение становится не символическим, а симптоматическим. Этот вид искусства мы без сожаления и раскаяния можем уступить очищающему методу Фрейда». (Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем./ Предисл. А.В. Брушлинского. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, стр. 56). Таким образом, нашей задачей было создание такого спектакля, который бы не только и не столько отражал наши собственные душевные проблемы, но и выводил нас и зрителей в благодатный мир архетипов, необходимых для развития и становления.

  Далее вы можете воспользоваться материалом статьи «О душевной дефектологии и сказках» на сайте "Дом Хель", в которой кратко изложены принципы взаимоотношений душевной жизни и символической сказочной жизни (Е. Прудиус, 2006), чтобы не повторяться здесь.

  А теперь мы вслед Юнгу обратимся к архетипической амплификации сюжета сказки, рассмотрим, что она дает детской душе с точки зрения ее развития, восстановления или возрождения. Обращение к архетипам возвращает человека к его архаическому мышлению и циклическому, согласно М. Элиаде (Элиаде Мирча. Миф о вечном возвращении. Спб.: Алетейя, 1998), времени, в котором происходят регулярные процессы рождения, развития и умирания, вслед чему наступает рождение нового человека, с нуля, из пустоты, из первозданного Хаоса, не зараженного болезнями старого, исчерпавшего себя и рассыпавшегося в прах мира. Достаточно вспомнить ритуалы весеннего возрождения, посвященные у древних Дионису, Аттису и Адонису, скандинавскому Бальдру. Нам даже не надо заходить так далеко вглубь истории – ведь ритуальность, связанная с Иисусом Христом, каждый год возвращает нас к его рождеству, крещению, распятию, смерти, возрождению и вознесению. Каждый год мы символически имеем возможность переживать вместе со Спасителем все эти этапы, и качество нашего личного возрождения зависит только от глубины погружения в древнюю, как мир, историю циклического преобразования. Здесь мы не будем углубляться в тонкости характеристик христианского времени, имея в виду, однако то, что с другой стороны это время является не циклическим, а вполне линейным и историческим, т.е. имеющим начало в виде рождения Спасителя и конец в виде окончательной победы добра над силами зла. Ветхозаветная часть христианства дает нам возможность увидеть линейный отрезок новозаветной истории человечества как часть огромной окружности или как центробежную касательную к множеству более мелких и регулярных окружностей индивидуальной жизни каждого человека.

  Итак, мир архетипов открывает нам путь в renovatio (возрождение).

  Как мы можем судить о конкретных архетипах, актуализировавшихся в детях под влиянием спектакля? У нас есть вполне испытанный и надежный инструмент измерения – проективное рисование и проективное сочинение сказки. Мы исходили из того, что, не имея конкретного задания что-либо копировать или воспроизводить, ребенок проецирует в своем творчестве лежащие на поверхности, наиболее актуальные побуждения, состояния. Нам могут возразить, что ни один ребенок не развивается вполне свободно, а в рамках своей культуры, стимулируемый стандартным набором сказок и «мультиков», в данном случае, театрализованной сказкой. На это можно ответить - да, верно, но при этом стандартный набор содержит в себе весь спектр побуждений – жертвенных, героических, контактных, Я-центробежных и центростремительных. И ребенок волен выбрать между сюжетами страдания Жертвы, и героического пути борьбы, пусть не Гаврюшечки, но его альтер-эго Котика в валенках (не зря и кот Ш. Перро требует сапоги, и Котик Федорова-Давыдова требует валенки, что символически приближает их к человеческой сути личности хозяев), и Тирана-Победителя (Котик с мышами), и благодатного пребывания в материнской утробе острова Леденец. По детским проекциям мы можем угадать, какая потребность ребенка является ведущей, необходимой для его гармонического развития. Хочу оговориться, что почти все эти побуждения носят телесно-душевный характер, но Я-побуждение уже имеет специфически человеческую окраску и духовное содержание, отражает вопрос соотношения индивидуального «Я» человека, его личной души, и большого мира, большого Творца.

  В нашем опыте мы обнаруживали явное преобладание детской потребности в прохождении героического пути, которое дает ребенку ощущение своей личной силы и защищенности не только извне, но и изнутри. Это, в свою очередь, позволяет ему быть щедрым и милостивым, заинтересованным другими существами и сущностями, творческим. Это, разумеется, очень краткая квинтэссенция нашего опыта, но этот опыт продолжает расти, и его настоящий анализ еще впереди. А вот некоторые из детских рисунков на темы спектакля:

 

главная   о создателях   наши корни   наша психотерапия   наши проекты   о домашнем театре  фотогалерея и летопись    библиотека    полезные ссылки

Отправить сообщение theatr-skazok@yandex.ru  с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 19.06.2006
Используются технологии uCoz